Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 9

Е > I > М.

2.Второй образец выражает относительную частоту типов отве­тов независимо от их направлений. Записываются знаковые символы так же, как и в предыдущем случае. Например, мы получили OD =10, ЕД = 6, NP = 8. Образец записывается:

OD > NP > ED

3.            Третий образец выражает относительную частоту трех наибо­лее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например:

i > Е > М'

4.            Четвертый дополнительный образец включает сравнение отве­тов E и I в ситуациях "препятствия" и ситуациях "обвинения". При составлении четвертого образца используется несколько показате­лей.

Показатель E + I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но так как только 8 или 1/3 тестовых ситуаций позволяет подсчет E и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33%. Этот показатель свидетельствует о склонности к болезненному самоутверждению, проявляемой в ситуациях обвинения. Невротиче­ский характер таких реакций обнаруживается в защитных механизмах по типу вытеснения и отрицания и склонности занимать крайне пас­сивную оборонительную позицию в отстаивании своего "Я".

Близость E + I по значению к 33% означает, что ситуация обвинения является для испытуемого сверхзначимой, по отношению к ней он на­иболее уязвим. Иногда и ситуации препятствия воспринимаются такими испытуемыми как ситуации обвинения и вызывают типичные E или I реакции. Поэтому возможно, что показатель E + I будет превышать 33%.

Но прямые реакции E и I могут маскироваться. Наиболее удобной для маскировки I -реакции является реакция типа М, когда ответствен­ность исключается для всех (а заодно и для себя). Чтобы учесть и возможные завуалированные реакции, вычисляется показатель М + I. Повышенные значения по этому показателю будут служить основанием для заключения о существовании у испытуемого сильного комплекса защитных реакций.

Еще два показателя рассчитываются в этом образце из сопоставле­ния реакций E и I с реакциями Е и I в ситуациях обвинения. Высокий показатель Е- E будет характерен для лиц, у которых в ситуациях обвинения преобладают реакции самоутверждения с активной, сильной позиции над пассивным, болезненным самоутверждением. ПоказательI – I характеризует преобладание признания вины над самооправданием.

Тенденции - это числовое выражение изменений поведения (отве­тов) испытуемого в процессе тестирования. Во время опыта субъект может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для понимания реакций фрустрации, так как показывает от­ношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, ис­пытуемый может начать задание, демонстрируя экстрапунитивные ре­акции, затем после 9 или 10 ситуаций, которые пробуждают в нем чувство вины, начинает давать ответы интрапунитивного типа. Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу.

Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка стрелы ука­зывают числовую оценку тенденции, определенную знаком " + " или "-". " + " - это положительная тенденция. "-" - это отрицательная тенденция.

Формула вычисления численной оценки тенденции:

где а - количественная оценка в первой половине протокола, б -количественная оценка во второй половине протокола.

Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показа­тельная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку + 0,33.

4. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

4.1. Диагностика профессионально значимых и деловых качеств

В профессиональной психодиагностике методику Розенцвейга целесообразно применять в тех случаях, когда успешность профес­сиональной деятельности зависит от особенностей коммуникацион­ных взаимодействий с окружающими, особенно если при этом часто возникает необходимость разрешения конфликтных ситуаций.