Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 2

Такое понимание фрустрации, несомненно, расширяет возможности применения данного понятия и его дальнейшего развития, конечно, при условии соблюдения общности предмета для различных подходов. Для всех них общими в понятии фрустрации будут оставаться всего две характеристики: во-первых, ситуация должна заключать в себе непос­редственное социальное воздействие на личность, и, во-вторых, быть относительно непродолжительной по времени. Эти две характеристики хорошо отграничивают фрустрацию от смежных понятий из теории стресса, депривации и других теорий.

То, что в первом подходе к пониманию фрустрации обозначается как фрустрация, во втором - носит название "фрустрирующая ситуа­ция", или "фрустратор". В результате действия фрустрирующей си­туации развивается психическое состояние фрустрации.

На первый взгляд, такая трактовка вполне правомерна. Аналогич­но построенную модель мы можем найти, например, в теории стресса, где понятию фрустрация соответствует понятие стресс или дистресс, а стрессор имеет прямую аналогию с фрустратором. Спорным здесь является само существование единого психического состояния во фрустрирующей ситуации.

Если попытаться выделить какие-то общие характеристики для всех форм эмоциональных ответов на фрустрацию (например, со­гласно В.С.Мерлину, это могут быть агрессия, тревога, подавлен­ность, обесценивание цели или задачи), то эти же характеристики применимы для описания вообще любых проявлений стресса, а для конкретизации понятия фрустрации потребуются ввести ряд внепших критериев, уточняющих понятие:

1) фрустрирующая ситуация блокирует активированную потребность, уже преобразованную в форму направленности к цели (некоторые ситуации в методике имеют двойное действие - активи­руют потребность и фрустрируют ее);

2) фрустрирующая ситуация содержит непосредственное социальное воздействие (агрессия, обвинение, претензии, побуждение к активности, столкновение мотивов и.т.д.);

3) фрустрирующая ситуация относительно непродолжительна.

Последний критерий проводит границу между фрустрацией и депривацией. Фрустрация, в отличие от психического состояния депривации, обладает меньшей устойчивостью, ригидностью, но прин­ципиального различия (кроме временного) у них нет, и при слишком длительном воздействии фрустратора, фрустрация переходит в депривацию. Весьма часто депривация развивается именно по этой схе­ме.

Соотношение фрустрации с основными понятиями теории стрес­са нами уже затрагивалось. Стресс является более общим, родовым понятием, и для фрустрации продолжают действовать все законо­мерности, специфичные для состояний стресса.

Больше всего дискуссий было вызвано вопросом соотношения фрустрации с понятием агрессия. В некоторых теориях агрессия рас­сматривалась и рассматривается до сих пор как непосредственный результат фрустрации. Крайним выражением такой позиции является утверждение об их жесткой причинной связи: фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия проявляется только вследствие фру­страции. Такая позиция, конечно, слишком категорична, и ее не спа­сает от критики даже некоторое расширение понятия агрессия, на­пример, для обозначения самообвиняющих, депрессивных и других действий, в которых негативная энергия направляется вовнутрь.

Более принятая в настоящее время точка зрения - агрессия -лишь одно из возможных следствий фрустрации. Фрустрация моби­лизует целый комплекс защитных реакций, которые структурируются обычно одной из них - ведущей.

Здесь мы вплотную подходим к определению форм эмоциональ­ных и поведенческих реакций при фрустрации, оценке которых и посвящена в большей своей части данная методика. При всем их многообразии, эти реакции могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д.Левитовым:

1)  Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход их нее.