Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 6

2.1. Инструкция испытуемому

Инструкция N1  Основной вариант для взрослых

(для тестирования с фиксацией ответов на карточках)

"Перед Вами набор карточек с рисунками. На каждой карточке изображена ситуация, в которой одно из действующих лиц говорит определенные слова другому. Вам необходимо определить, что в дан­ный момент отвечает тот персонаж, над которым изображен пустой квадрат.

Запишите его ответ в пустой квадрат. Записывайте первое, что приходит Вам в голову.

Если Вам кажется, что персонаж молчит, представьте, что он думает в ответ на обращенные к нему слова. Не старайтесь отделать­ся шуткой, представьте ситуацию серьезнее."

Инструкция N2

(для тестирования с фиксацией ответов экспериментатором)

Заменяется второй абзац:

..."Сообщите его ответ вслух. Говорите первое, что приходит Вам в голову."...

Инструкция N3 (для тестирования с фиксацией ответов на бланке)

Заменяется второй абзац:

..."Свои ответы запишите разборчивым почерком на ответном бланке. Записывайте первое, что приходит Вам в голову."...

Инструкция N4 Основной вариант для детей

"Перед тобой лежат карточки. На каждой нарисованы два или несколько человек, детей или взрослых. Один из них что-то говорит другому - его слова записаны в нарисованном сверху квадрате. Дру­гой отвечает. Но квадрат, нарисованный над ним - пустой.

Постарайся догадаться, что же отвечает этот мальчик или девоч­ка, и скажи мне этот ответ."

2.2. Порядок тестирования

Перед тестированием экспериментатор в общих чертах рассказы­вает о целях тестирования. После этого раздаются наборы карточек с рисунками и, если необходимо, бланки или листки для ответов. Экспериментатор зачитывает инструкцию и демонстрирует, как надо отвечать. Он просит взглянуть на первую карточку с рисунком, чита­ет вслух слова действующего лица, изображенного слева, и после короткой паузы просит испытуемого составить в уме самый первый ответ, который представляется ему возможным для лица, изображен­ного справа. Когда испытуемый сообщит, что ответ готов, его просят записать этот ответ. После этого испытуемый должен перейти к са­мостоятельной работе с другими карточками. Отвечать необходимо в порядке нумерации карточек.

Если возникает необходимость, экспериментатор уточняет харак­тер реакции, прося испытуемого прокомментировать свой ответ. При этом учитываются невербальные реакции помогающие точнее иден­тифицировать ответ.

При групповом тестировании постарайтесь создать для себя воз­можность встречи с испытуемым после ознакомления с его ответами, чтобы уточнить те его реакции, которые Вы не можете точно иден­тифицировать!

Иногда испытуемый неправильно воспринимает ситуацию. В этом случае, после необходимого разъяснения, от него должен быть получен новый ответ.

Инструкция должна дублироваться в ходе тестирования. Тем са­мым поддерживается необходимая установка у испытуемого. Иначе он может начать давать вместо проективных самооценочные ответы, то есть отвечать так, как и на вопросы обычного опросника.

Тестирование может проводиться: в индивидуальном (1) или групповом (2) варианте, с детьми (3) или со взрослыми (4), с исполь­зованием одноразовых (5) карточек или многоразовых (6).

При этом следует обратить внимание на следующие особенности применения теста в различных вариантах:

1. Индивидуальное тестирование:

-  лучше проводить в режиме диалога экспериментатора и испы­туемого, используя инструкцию N2;

индивидуальное тестирование может проводиться по такой же схеме, как и групповое, но это существенно уменьшит точность идентификации "ответов-реакций" испытуемого. В этом случае, после проведения эксперимента, испытуемого просят прочитать свои отве­ты вслух;

-  процедура индивидуального тестирования такова: испытуемому зачитывается инструкция, после этого предъявляется карточка, далее испытуемый отвечает устно, а экспериментатор записывает ответ;

-  при наличии необходимого опыта в работе с тестом экспериментатор может сразу определять характер "ответа-реакции" и заполнять бланк фиксации результатов.