Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 4

Ситуационная адаптивность также может быть определена дан­ной методикой. Для этого ответы должны оцениваться с точки зре­ния их эффективности для поддержания и улучшения межличност­ных отношений, с точки зрения их соответствия целям индивида. Естественно, для этого должны быть использованы иные критерии оценки, чем предложенные Розенцвейгом. Хотя в литературе встре­чаются попытки связать адекватное реагирование с одной реакцией, определенного типа и направления (например, с NP), по нашему мне­нию, это сильное упрощение.

Важным понятием, всегда употребляемым в связи с фрустра­цией, является толерантность. Обычно ее определяют как способ­ность переносить напряжение фрустрации. Более углубленный ана­лиз этой способности обнаруживает, однако, ее неоднородность. Становится неясно, относится ли эта способность к регуляции эмо­ционального состояния и перцептивных процессов, либо только к продуктивной регуляции поведения в состоянии фрустрации. Одно­значный ответ дать трудно.

По всей видимости, толерантность как интегральная способность представляет собой искусственное понятие, психологической же ре­альности соответствует наличие у человека двух относительно неза­висимых способностей - способности не фрустрироваться и способ­ности выбирать продуктивные стратегии поведения во фрустрации. Вторая способность охватывается понятием ситуационная адаптив­ность.

1.2. Характеристика методики

Исследование состояния фрустрации должно учитывать, что многие реакции, проявляемые в этом состоянии, относятся к разряду осуждаемых и сдерживаемых. В отношении этих реакций, в основном агрессивных, будут действовать защитные механизмы, которые не по­зволят применить прямые оценочные методы, но могут быть обойде­ны через использование механизма проекции.

Методика Розенцвейга использует этот механизм - она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изо­браженных персонажей. Испытуемый проецирует на него собствен­ные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенную фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют опре­деленных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а, следовательно, и проекцию.

В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с други­ми проективными тестами формализована и стандартизирована про­цедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для об­работки используются стандартные оценочные категории, рассогла­сований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исс­ледованиях.

К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Стимульный материал методики предраспо­лагает испытуемого к прямой идентификации с персонажем. В ре­зультате испытуемый может начать отвечать от самого себя, привле­кая совсем ненужные здесь самооценочные процессы и пропуская свои ответы через фильтр защитных механизмов. Этот недостаток может быть скомпенсирован за счет особого акцента при инструкти­ровании на создании нужной установки у испытуемого: эксперимен­татор должен быть уверен, что испытуемый занимает отчужденную позицию по отношению к персонажу, а также, за счет постоянных напоминаний со стороны экспериментатора в процессе тестирования.