Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 8

Иногда "ответ-реакция" испытуемого содержит несколько эмо­циональных ответов. Как правило, такие реакции легко определить, так как они состоят из двух и более, имеющих самостоятельное зна­чение предложений. В этом случае на бланке фиксируются оба эмо­циональных ответа.

3. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

3.1. Построение профилей

Получивпервичные оценки и произведя с ними некоторые мате­матические операции, можно построить первичный и вторичный про­фили фрустрационных реакций.

Для этого необходимо подсчитать количество эмоциональных ответов одного итого же направления и типа (обозначенных одной и той же буквой).Результаты подсчетов заносятся в свободные клет­ки таблицы (см.ниже). На каждый "ответ-реакцию" - 1 балл. Если "ответ-реакция" состоит из нескольких обозначений, то этот балл делится на количество обозначений (например, если один ответ "Ет", то на каждый тип приходится по 0,5 балла).

Е'_____

Е ____

Е ____

Е _____

I’_____

I _____

I _____

I _____

М'____

М ____

m ____

Эта таблица и является первичным профилем.

Вторичный профиль получается в результате суммирования по столбцам и строкам:

Е'_____

Е____

Е____

е _____

Е= ____

I’ _______

I _____

I_____

i  _____

I= ______

М' ______

М ______

m ______

М= _____

OD=__

ED=__

NP=__

Этот профиль (после перевода в проценты) может быть сравнен с нормативным по таблицам в приложении (см. Приложение N3). Он отражает более глубокие факторы поведения, чем первичный.

3.2. Коэффициент групповой адаптации

Бланк фиксации результатов служит также основой для вычисле­ния коэффициэнта групповой адаптации (КГА). КГА оценивает сте­пень совпадения "ответов-реакций" испытуемого со статистически вы­веденными социальными и групповыми таблицами стандартных ответов. При сравнении используются "ответы-реакции" не на все ситуации, а только на те, ответы на которые имеются в таблице. В приложении №2 приводится несколько таблиц стандартных ответов, которые можно использовать при сравнении, в зависимости от того, адаптированность в какой группе требуется оценить.

Порядок вычисления.

При сравнении ответов испытуемого с эталоном отмечается коли­чество совпадений и несовпадений. Совпадение считается как 1 балл, несовпадение - 0. Если ответ испытуемого состоит из двух реакций, то совпадение одной из них с эталоном считается как 0,5 балла.

Все баллы суммируются. Затем, исходя из количества эталонных реакций, помещенных в таблицу (которые принимаются за 100%), вы­числяется процентная величина КГА испытуемого.

Так, для таблиц, предложенных Н.В.Тарабриной, КГА будет исчис­ляться:

Для таблиц, предложенных Н.В.Тарабриной, в приложении N4 по­мещены таблицы перевода сырых оценок КГА в проценты.

Этот коэффициент после перевода в проценты сравнивается с приведенными нормативными коэффициентами (см. Приложение N3). Чем меньше коэффициент, тем меньше адаптированность.

Существует возможность определять степень адаптированности испытуемого в конкретной группе. Для этого необходимо составить групповую таблицу стандартных ответов и вычислить КГА на основе этой таблицы.

3.3. Образцы и тенденции

Образцы - это реакции испытуемого, упорядоченные по частоте их встречаемости. На основании индивидуального первичного и вто­ричного профиля составляются 3 основных образца и 1 дополнитель­ный.

1.            Первый образец выражает относительную частоту разных на­правлений ответов независимо от их типа. Экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убы­вающей частоты. Например, если Е = 13.5, I = 7, М = 5, образец записывается: