Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 7

2.            Групповое тестирование:

-  лучше проводить с группой размером не более 30 человек;

-  рекомендуется использовать одноразовые карточки;

3.            Тестирование детей:

-  используется набор карточек для детск. возраста (с 8 до 12 лет);

-  рекомендуется проводить только индивидуальное тестирование, особенно с младшими детьми;

-  используется инструкция N4.

4.            Тестирование взрослых:

-  используется набор карточек для взрослых (с 13 лет и старше);

-  тестирование можно проводить как в индивидуальном, так и в групповом вариантах;

-  используются инструкции N1, N2 и N3;

5.            Тестирование с использованием одноразовых карточек:

-  составителями теста при групповом тестировании взрослых ре­комендуется использовать одноразовые карточки. Для этого необходимо заранее размножить карточки с помощью множительной аппа­ратуры в соответствии с количеством испытуемых в тестируемой группе и количеством тестируемых групп.

-  используется основной вариант инструкции (инструкция N1).

-  одноразовые карточки отличаются от многоразовых тем, что они сделаны на простой бумаге и предполагают использование их только на один сеанс тестирования. Использование одноразовых кар­точек облегчает первичную обработку ответов. Карточки, в этом ва­рианте тестирования, рассматриваются не только как стимульный ма­териал, но и как бланк фиксации "ответов-реакций" испытуемого.

6.            Особенности тестирования с использованием многоразовых карточек:

-             многоразовые карточки используются на несколько сеансов те­стирования, поэтому необходимо предупредить испытуемого о том, что он не должен делать на них никаких пометок;

- для записи ответов вместе с набором карточек испытуемому выдается листок для записи "ответов-реакций".

Вниманию пользователей!

Составители руководства, исходя из опыта работы с методикой, в целях повышения надежности исследования, рекомендуют использовать вариант тестирования, в котором испытуемые фиксируют свои ответы прямо на карточках, предварительно размноженных с оригинала, поставляемого в комплекте с руководством

2.3. Первичная обработка ответов

В распоряжении экспериментатора после тестирования остаются "ответы-реакции" испытуемого на картинки теста. Этих "ответов-ре­акций", зафиксированных в любой форме - на карточке или на блан­ке ответов, - столько же, сколько карточек - 24.

При первичной обработке экспериментатор должен определить тип и направление эмоционального ответа испытуемого, выраженно­го "ответом-реакцией". Для того чтобы сделать это , часто достаточ­но иметь письменный ответ испытуемого. Но иногда полезно учиты­вать и невербальные компоненты (мимику, тон, жесты и др.). В этих случаях, необходимо попросить испытуемого прокомментировать свой "ответ-реакцию".

Для облегчения определения типа и направления реагирования в приложении приводится краткая таблица со значениями возможных "ответов-реакций" и примерами (см. Приложение N 1). Также к ру­ководству прилагаются таблицы наиболее часто встречаемых ответов испытуемых.

Каждую "ответ-реакцию" испытуемого кодируют буквами Е', I’, М', Е, I,E, I M, e, i, т.

После чего, или одновременно, заполняется индивидуальный "Бланк фиксации результатов" (образец бланка поставляется в ком­плекте теста).

Появление дополнительных вариантов подсчета Eи Iобусловле­но разделением ситуаций теста на два типа. В ситуациях "препятст­вия" реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую лич­ность, а в ситуациях "обвинения" она чаще является выражением

протеста, отстаивания своей невиновности, отражением обвинения или упрека, то есть, настойчивого стремления субъекта к самоутвер­ждению.

К ситуациям "препятствия" относятся 16 ситуаций - 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24. К ситуациям "обвинения" отно­сятся 8 ситуаций - 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.