Методика изучения фрустрационных реакций (взрослый вариант): Методическое руководство, страница 3

2)  Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тор­мозному, либо сверхвозбудимому типу).

3)  Астенические реакции, к типичным проявлениям которых мо­гут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.

Общепризнанным можно считать тот факт, что все формы эмо­циональных реакций можно воспитать, в том числе и толерантность, и что для каждого человека в определенный момент его жизни су­ществует некий стандартный набор эмоциональных реакций, кото­рым он отвечает на фрустрацию. Причем, как правило, такие реакции отличаются от обычных реакций меньшей сложностью и тонкостью. Поведенческие реакции в состоянии фрустрации также имеют тен­денцию к стереотипизации.

Но, говоря о стереотипе поведения личности при фрустрации, следует учитывать, что он будет проявляться не всегда. В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних усло­вий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.

Поскольку стереотипы эмоционального реагирования на фруст­рацию формируются социально, можно говорить о существовании типичных профилей реакций для каждой социальной, профессио­нальной или клинической группы. Существование таких профилей подтверждается экспериментально. Сравнивая индивидуальный профиль реакций со стандартным групповым профилем, мы можем судить об адаптированности индивида в данной группе. В методике используется подобная процедура, где эталоном для сравнения вы­ступает усредненный профиль реакций, полученный на выборке здо­ровых лиц. На основании сравнения выводится коэффициент соци­альной адаптации. Валидность этого коэффициента подтверждается при исследовании лиц с различным нервно-психическим статусом.

Признавая, в целом, правомерность использования коэффициен­тов социальной и групповой адаптации и их информативность, мы не можем рекомендовать их применение в качестве интегрального и абсолютного показателя, поскольку они не охватывают всего понятия адаптированности. Успешность адаптации в первую очередь опреде­ляется вариативностью и гибкостью поведения, успевающего изме­няться вслед за изменениями ситуации. Профили описывают, наобо­рот, устойчивые и ригидные реакции. Следовательно, они являются неадаптивными в смысле приспособления к ситуации фрустрации.

В чем же все-таки заключается адаптивность, оцениваемая дан­ными коэффициентами? По-видимому, в том, что индивид приспо­сабливает свое поведение к общепринятым эталонам в соответствии с социальной оценкой данной ситуации, даже если это происходит в ущерб благоприятному для него лично разрешению этой конкретной ситуации.

Если этот коэффициент действительно имеет такое социально-нормативное содержание, то его выраженность должна сильно зави­сеть от соответствующих свойств личности. Мы находим этому под­тверждение, например, в работе В.А.Якунина [11], где в результате корреляционного анализа была выявлена достоверная зависимость коэффициента социальной адаптации от выраженности таких ка­честв, как сила моральных качеств, общительность и тревожность (фактора К, А, и производный Q2 по методике 16-PF Кеттелла).

Действуя по такой стратегии, индивид выигрывает в любом слу­чае, получая как бы социальное оправдание своих действий и реак­ций. Но это только один возможный способ противостояния фруст­рации.