Процессы открытых горных работ. Практикум: Учебное пособие, страница 34

Выбор типа машин и схемы механизации зарядки скважин зависит от ассортимента и общего расхода ВВ, расстояния транспортировки взрывчатых веществ и технологии взрывных работ. Наибольшее распространение получили смесительно-зарядные машины (табл. 2.26). При годовом расходе ВВ до 500 тонн целесообразно использовать зарядные машины для подземных горных работ марок ЗШ-120, ЗШ-400. ЗШ-1200.

При выборе машин для забойки скважин стремятся достичь максимального соответствия грузоподъемности зарядной и забоечной машин. Из машин заполняющих скважины дробленой породой наиболее распространены марки ЗС-1М и ЗС-2М (табл. 2.27).

Наличие большого числа случайных факторов, учет которых невозможен при проектировании массовых взрывов, неизбежно приводит к выходу негабаритных фракций. Величина негабаритных кусков зависит от вместимости ковша выемочного оборудования и размеров приемного отверстия дробилки (бункера, грохота). Негабаритные куски подлежат вторичному разрушению.

При выборе метода разрушения негабаритных кусков следует ориентироваться, в первую очередь, на механические способы (посредством падающего груза, гидроударниками, пневмобутобоями). В породах I категории по трещиноватости эффективно использование падающего груза, II - IV категорий - пневмоударников или пневмобутобоев. Взрывные методы следует применять лишь в породах IV-V категории. При этом наиболее универсальны и технологичны кумулятивные заряды [6].

2.7.3 Последовательность выполнения работы.

Определяют расход ДШ на скважину, м:

,                                         (2.68)

(при lс более 15 м обязательно дублирование) и расход ДШ на блок, м

,                                         (2.69)

где         l1 – количество ДШ, необходимое для присоединения промежуточного инициатора, l1 = 1 ÷ 1,5 м; l2 – количество ДШ, необходимое для соединения концевиков ДШ с магистралью, l2 = 1 ÷ 1,5 м; Nc – общее число скважин в блоке, ед.; lш – длина магистральной линии ДШ, м.

Общее число скважин в блоке, ед:

,                                              (2.70)

здесь      – округленное до ближайшего целого число скважин в одном ряду (формула 2.50), ед.; nр- количество взрываемых рядов, ед.

Длину магистральной линии ДШ находят в соответствии с принятой схемой коммутации и параметрами взрывного блока. Необходимые измерения выполняют на чертеже со схемой коммутации (п. 2.6). Расход ЭД для инициирования ДШ в блоке равен 2 ед.

Рассчитывают расход промежуточных шашек-детонаторов на блок, ед.:

,                                             (2.71)

где         n с – расход шашек- детонаторов на скважину, ед.

Вычисляют удельный расход СИ, для чего расход ДШ (формула 2.69), пиротехнических реле (п. 2.6), шашек- детонаторов (формула 2.71), ЭД делят на объем взрываемого блока.

Находят годовой расход ВВ и СИ, для чего окончательно скорректированный проектный удельный расход ВВ (п.2.3) и удельные расходы отдельных СИ следует умножить на годовую производительность карьера по горной массе (формула 1.4), выраженную в кубометрах.

По величине годового расхода ВВ с учетом ранее принятого типа взрывчатого вещества (п. 2.3), выбирают смесительно-зарядную машину (табл. 2.26).

Рассчитывают сменную производительность зарядного агрегата, т

,                         (2.72)

где         Тпр = 7,2 – время производительной работы за смену, ч; Gб – грузоподъемность зарядного агрегата (табл. 2.26), т; l – расстояние транспортирования ВВ (табл. 2.25), км; V = 15 ÷ 20 – скорость движения машины, км/ч; t гр = 0,5 – время загрузки агрегата, ч; k = 1,3 ÷ 1,5 – коэффициент, учитывающий время переездов машины между скважинами и подготовки к заряжанию; tз – время заряжания одной скважины, ч; Qз.с. – средняя масса скважинного заряда, т.

,                                            (2.73)

,                                            (2.74)

здесь     Qв.б – расход ВВ на блок, (формула 2.51), кг; Qп – производительность подающего механизма зарядного агрегата, (табл. 2.26), кг/мин.