Процессы открытых горных работ. Практикум: Учебное пособие, страница 2

1.1.1. Цель занятия. Классифицировать заданные горные породы по наиболее характерным признакам, используемым при определении параметров и показателей производственных процессов.

1.1.2. Краткое теоретическое введение.

Одной из наиболее широко распространенных в горном деле является классификация горных пород по крепости, разработанная в 1910г. М. М. Протодьяконовым. На основе ее были созданы сначала местные классификации горных пород по буримости и взрываемости, а затем отраслевые и межотраслевые классификации, рассчитанные на единое применение во всех отраслях горнодобывающей промышленности. В последнее время сделаны попытки создания универсальных классификаций, из которых особого внимания заслуживает принцип оценки сопротивляемости горных пород разрушению с использованием единого энергетического подхода, предложенным Московской научной школой во главе с акад. В.В. Ржевским.

1.1.3. Последовательность выполнения работы.

Для заданного преподавателем варианта (табл. 1.1.-1.2.) дают классификацию каждой из пород по величине коэффициента крепости по шкале проф. М.М. Протодьяконова и по шкале крепости СНиП (табл. 1.3).

Классифицируют каждую из заданных пород по трещиноватости (табл. 1.4), контактной прочности (табл. 1.5) и взрываемости (табл. 1.6).

Рассчитывают величину показателя трудности разрушения (по В.В. Ржевскому) [1] и классифицируют по его значению каждую из заданных пород (табл. 1.7).

,        (1.1)

где         Пр – показатель трудности разрушения горных пород; K тр – коэффициент трещиноватости пород (табл. 1.1); s сж, sр, s сдв – соответственно временное сопротивление пород на сжатие, растяжение и сдвиг, кгс/см2; g – плотность пород, т/м3.

Оформляют отчет о практическом занятии, руководствуясь СТП 2.407-2005.

В соответствии с ним отчет должен включать:

- титульный лист (приложение 1);

- цель занятия;

- краткое теоретическое введение;

- методику выполнения расчетов;

- обработку результатов;

- проведение необходимых вычислений;

- анализ полученных результатов и выводы.

Отчет может быть выполнен на компьютере с распечаткой на листах бумаги формата А4, допускается представлять отчет в рукописном виде (черные, синие или фиолетовые чернила) на одной стороне листа формата А4 или на развернутом тетрадном листе, обрезанном до формата А4 (297 ´ 210 мм).

Оформленный отчет сдают преподавателю на проверку.

Готовят к защите отчет, проработав контрольные задания и вопросы. Защищают отчет в ходе беседы с преподавателем.

1.1.4. Контрольные задания и вопросы.

По какому признаку выделяют раздробленные и взорванные породы?

Перечислите критерии, характеризующие трещиноватость пород в массиве.

Что понимают под коэффициентом разрыхления?

Укажите, каким образом находят величину коэффициента структурного ослабления?

Как определяют величину акустического показателя трещиноватости (жесткости) пород?

Какой показатель используют при оценке степени разрушенности пород?

Чем отличаются практически монолитные породы от среднетрещиноватых?

В чем отличие связных разрушенных пород от связно-сыпучих разрушенных пород?

Каким образом можно отличить связно-сыпучие разрушенные породы от сыпучих разрушенных пород?

Укажите основной принцип установления коэффициента крепости пород по шкале

М. М. Протодьяконова.

Чем отличается шкала крепости СНиП от шкалы М. М. Протодьяконова?

Какие классификационные признаки положены в основу междуведомственной классификации пород по трещиноватости?

Укажите принцип установления категории пород по контактной прочности.

Чем отличается контактная прочность пород от их твердости?

Поясните, какие классификационные признаки положены в основу классификации пород по взрываемости?

Какие факторы учитывают при определении общего показателя трудности разрушения пород по В. В. Ржевскому?

К какому классу по трудности разрушения следует отнести горные породы, у которых П р > 25 ?

Какова доля участия различных разрушающих напряжений при расчете показателя трудности разрушения по В. В. Ржевскому?