Политология как научная и учебная дисциплина, страница 8

Старые подходы к мировым проблемам себя изживают. Необходимы новые, учитывающие всю сложность, противо­речивость и интегрированность современного мира. Именно это и породило новое политическое мышление, сказалось на формировании внешней политики советского государства. Но оно также крайне важно и в анализе, и решении внутренних политических проблем нашей страны. Базируясь на основ­ных положениях диалектико-материалистического подхода, новое мышление предполагает:

1) переход от односторонней групповой ориентации к ком­плексной социальной с учетом соотношения общечеловечес­ких, классовых и национальных интересов;

2) выбор наиболее значимых проблем и ценностей, учет и «неприятных» фактов;

3) мыслительный и аналитический процесс, который ос­новывается на достоверных фактах и знании, а не на желаемых оценках и предположениях;

4) диалектическую логику, плюралистический подход, анализ и пересмотр устаревших схем и отживших стереоти­пов мышления;

5) предметные и концептуальные характеристики резуль­татов мышления с ориентацией на практическое решение анализируемых проблем;

6) критическое отношение к достигнутым результатам, выводы корректируются в ходе реализации принятых реше­ний.

Важно обратить особое внимание на то, что новое поли­тическое мышление - практическое, т.е. непосредственно свя­зано с практикой политической деятельности.

Политическая социология и идеология. Политика и идео­логия тесно связаны между собой. Первая является реализа­цией социального интереса людей, социальных групп, а вто­рая - его теоретическим обоснованием, защитой и выражени­ем.

Долгое время существовал взгляд, что марксистско-ленин­ская идеология - это наука, а буржуазная социология и поли­тология - это буржуазная, узко классовая идеология.

Но прежде чем рассмотреть эти вопросы, дадим определе­ние идеологии. Идеология является теоретическим выраже­нием социального интереса класса и представляет собой мыс­лительно сконструированную модель общества, наиболее оптимальную для данного класса.

Модель общества - это и модель политических отноше­ний, систем, анализом и изучением которых занимается по­литология. Если идеология ориентирована на социальный интерес, то политология (как наука) - на истинность отраже­ния реально происходящих процессов. В этом плане идеоло­гия и политическая наука не только дополняют друг друга, но и взаимодействуют и взаимопроникают.

Идеология бывает научной и антинаучной. Идеологи мо­гут и должны использовать знание, даваемое общественны­ми науками, в том числе политологией, для конструирования моделей, анализа и оценки общества с позиций модели.

Политология, как и любая социальная наука, идеологизи­руется двумя путями. Во-первых, политолог живет в обще­стве и имеет те или иные социальные интересы. Поэтому он, хочет он того или не хочет, осознает или не осознает, отража­ет и преломляет последние в своей работе. Особенно это от­носится к интерпретационной части социального познания. Во-вторых, в любом научном познании, а в социальном тем более, политолог пользуется определенной (гипотетической) схемой общества или общественного процесса. Эта схема часто является идеологической конструкцией, что и приво­дит к избирательности в предмете исследования, в установ­лении причин и детерминант.

Политология и общественные науки, и, следовательно, социальный анализ могут быть идеологизированы в различ­ной степени. Наши общественные науки были идеологизиро­ваны на основе весьма абстрактного государственного инте­реса в очень высокой степени. В конце 20-х гг. научный ана­лиз социальных и политических проблем и процессов заме­нялся подгонкой реальности к идеологическим схемам. Та­кая замена науки идеологией недопустима. Но в то же время полная ее деидеологизация невозможна.

При анализе современной буржуазной политической со­циологии и политологии нужно уметь отличать факты и мне­ния о фактах. Кроме того, не следует забывать о том, что в буржуазном обществе существует большой спектр идеологи­ческих подходов - от правых, реакционных, до левых, социа­листических и коммунистических, - и потому интерпретация фактов и событий может быть самой различной.