Политология как научная и учебная дисциплина, страница 17

Мотивы и цели политической деятельности, принятые ре­шения, их мотивировка выражаются в высказываниях лиде­ров и членов политических организаций, в их платформах и действиях. Поэтому для определения мотивов и возможных последующих действий необходим анализ платформ, декла­раций и заявлений в целях выяснения мотивов, причин, по­водов и предлогов.

Итак, движущие причины и идеальные основы формиро­вания мотивов есть результат воздействия социальной сре­ды. Движущая непосредственная причина - всегда конкрет­ный фактор последней, возникающий при взаимодействии экономических, политических, культурных и других отноше­ний. И здесь, как правило, речь идет о противоречиях, возни­кающих в реальной жизни и отраженных в сознании как про­тиворечие между интересами субъекта и изменившейся сре­дой.

Заключая изложение аналитической процедуры оценки политических сил, следует отметить необходимость изучения  эффективности (реальной и возможной) действий политичес­ких сил. Оно должно основываться не на учете затраченных усилий (к примеру, количество проведенных мероприятий), а на анализе полученных результатов в политике.

Необходимо сравнивать поставленные цели и полученные результаты и показывать причины неудач: неправильное ре­шение (неудовлетворительный анализ реальности, нереаль­ные цели, неверная тактика, недостаточность сил), плохая организация дела и т.д. При изучении результатов работы надо учитывать следующие факторы:

1. Личные качества действующего лица.

2. Социально-психологические и нравственные качества работников - безответственность, некомпетентность, отсут­ствие интересов и стимулов, недобросовестность и др.

3. Социально-психологический климат в группе - склоки,
конфликты, подозрительность, недоверчивость, отсутствие
общих интересов и целей и т.п.                                

4. Некомпетентное, «глупое», т.е. оторванное от реальнос­ти, руководство деятельностью индивидов, группы.

5. Отсутствие необходимых материальных средств по вине соответствующих служб и руководителей.

6. Отсутствие необходимых социальных, экономических, бытовых, политических, правовых и духовных условий дея­тельности, включая и «качество политики» правящих кругов.

7. Противодействие сил не заинтересованных в целях дан­ной деятельности.

Но здесь возникает уже другая проблема социально-поли­тической обстановки - взаимодействие политических сил.

Взаимодействие политических сил (ситуация). Анализ политических сил в их конкретных связях и взаимодействи­ях дает живую, динамическую и противоречивую картину социально-политической обстановки, картину расстановки политических сил. Это позволит выявить и уточнить цели политических сил, совокупность связей и отношений между ними. Расстановка политических сил определяется их поли­тикой, мотивами, порожденными всей совокупностью отно­шений социальной среды.

Один из важнейших факторов, возникающий при взаимо­действии сил, - информационно-коммуникационные процес­сы, в которые включаются люди в ходе развития ситуации. В каждой политической организации осуществляется общение между членами через официальную информацию, частную и в ходе стихийных информационных процессов.

Официальная информация – сообщения о событиях по поручению какого-либо органа или организации. Частная информация -сообщение официального лица, подаваемое как частное мнение.

О стихийных информационных процессах и их роли го­ворилось в предыдущих главах. Здесь только отметим, что политические организации могут сами выступать в качестве творцов слухов.

В любом информационном сообщении политической орга­низации имеются пропагандистские моменты. Если одна из целей информационного сообщения - показать какой-то факт, то цель пропагандистской части информации (а иногда это и главная цель) есть способ вызвать позитивную или негатив­ную реакцию (эмоциональную и рациональную) к фактам, событиям, людям и их действиям. Поэтому при анализе ком­муникативных процессов нужно обращать внимание на фактологическую и пропагандистские части, их соотношение, а в каждой части оценивать их значимость, т.е. всегда в поли­тических сообщениях следует отличать содержание от его оценки.