Политология как научная и учебная дисциплина, страница 11

Отмеченные особенности понимания политических собы­тий позволяют правильно подойти к анализу социально-по­литической обстановки. Порядок аналитической процедуры может быть следующим:

1. Получение информации о политических событиях, ко­торые произошли в конкретном регионе, в определенное вре­мя, составление списка событий, определения их достовер­ности.

2. Определение количества событий, степени частотности во времени и пространстве. Это дает представление о соци­ально-политической напряженности в регионе.

3. Изучение стихийности или организованности каждого события. Особое внимание должно быть обращено на собы­тия переходного от стихийности к организованности харак­тера.

4. Исследование массовости происходивших событий, тен­денций ее развития (увеличение или уменьшение массовос­ти).

5. Выявление структурных звеньев - количество органи­заторов, соучастников и «зрителей».

6. Анализ характера события (конфликтность или соли­дарность).

7. Определение субъектов событий как солидарных, так и конфликтных.

6. Рассмотрение цепей политических событий одного или нескольких субъектов, одной и той же цепи, определение по­литических сил и тенденций развития событий как социаль­ного движения. Иначе говоря, необходимо придти к выводу, переросли ли отдельные события, порожденные конкретны­ми социальными проблемами, в социальное движение.

Политические силы. Рассматривая деятельность людей как политической силы, мы по сути дела проводим не просто со­циологический, а социально-психологический анализ политического процесса, в ходе которого необходимо выяснить следующее:

1. Функциональные особенности деятельности людей, тре­бования, которые предъявляются к ним в данном процессе.

2. Цели участия и реализуемые интересы, разделение и совпадение их. Сознательное и бессознательное в деятельно­сти людей в данном процессе, степень их проявления. Соот­ношение поставленных целей и достигнутых результатов.

3. Типология личностей и групп, участвующих в данном процессе.

4. Мотивы участников процесса, системы социальных интересов и аспирации, отражающихся в их действиях. Со­отношение интересов участников с интересами основных со­циальных групп общества, т.е. определение социальной базы.

5. Характеристики организованности процесса, основные ее средства и рычаги. Характер межличностных отношений в основных первичных группах, неформальные лидеры, сис­темы ожиданий. Важнейшие социальные нормы и регулято­ры. Общественные и групповые мнения, их динамика и со­держание. Морально-психологический климат в основных группах.

6. Управляемость групп, участвующих в процессе, нормы и методы руководства, стиль руководителей, отношение к это­му участников. Авторитет руководителей, его тип. Специфи­ка исполнения приписываемых ролей. Гибкость реагирова­ния на события. Учет мнений группы при принятии реше­ний,

7. Характеристики неорганизованности процесса, нормы стихийности: личные инициативы, групповые инициативы, массовая толпа. Лидеры момента, самоназначения, нефор­мальность лидеров.

8. Общностные характеристики групп и участников про­цесса (национальные, классовые, региональные, профессио­нально-ведомственные), их влияние на анализируемый про­цесс. Традиции и обычаи.

9. №формационно-коммуникационные процессы, их со­стояние. Главные сферы непосредственного общения - кол­лектив, группа, семья, друзья, приоритеты эффективности этих сфер.

Можно дать такое определение политической силы: орга­низованная группа людей с объединившимися вокруг них активными группами населения, являющимися субъектом политических событий, т.е. проводящие политическую дея­тельность. Политическая сила - это субъект последней, увлекший за собою какую-то часть населения.

Вот почему важная задача состоит в том, чтобы опреде­лить субъектов политического события во всей диалектичес­кой сложности их связей, найти конкретных людей, объеди­ненных в социальные группы и составляющих определенные политические силы. Но мало выявить субъектов последней, нужно также проанализировать их характеристики, совокуп­ность которых поможет определить социальную направлен­ность и значимость данной политической силы.