Политология как научная и учебная дисциплина

Страницы работы

Содержание работы

Вологодский институт права и экономики Минюста России

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ФОНДОВАЯ  ЛЕКЦИЯ ПО ПОЛИТОЛОГИИ

ТЕМА 1:

«Политология как научная и учебная дисциплина»

Подготовила: ст. преподаватель кафедры ГиСЭД, кандидат философских наук

Чистова О.В.

Вологда – 2002


ПЛАН:

  1. Политические отношения как предмет политологии.
  2. Специфика политологии как науки, её структура, функции, связь с другими науками.
  3. Методы  политологического анализа общества.

ВОПРОС 1.

Политические отношения являются одним из видов обще­ственных, поэтому, чтобы понять их сущность и специфические осо­бенности, нужно иметь достаточно отчетливое представление о том, что такое общественные отношения как система.

Общий анализ системы общественных отношений необ­ходим также для того, чтобы выработать информационно-поисковый аппарат конкретного политического исследования, т.е. создать приближенную модель человеческого взаимодей­ствия, которая могла бы служить инструментом сбора и ана­лиза научной информации. Такой системой могут служить различные философские концепции истории, в том числе и исторический материализм. Однако здесь нужно не упускать из виду, что в философских концепциях глобальной социо­логии рассматриваются особенности, которые свойственны человеческому обществу в целом, а не одной какой-то стране или региону. Для анализа отдельных процессов отдельной эпохи следует иметь более конкретную систему. Чем уже со­циальное пространство и социальное время, тем большую роль играет непосредственная деятельность конкретных лю­дей.

Итак, начнем с того, что же такое общество. Чаще всего под обществом понимают совокупность индивидов, занятых совместным трудом. Мы полагаем, что к оценке общества как явления можно подойти с двух позиций. Первая позиция - общество есть способ существования человека, людей. Вне общества и без общества нет человека. Вторая структурная позиция: общество выражает сумму тех связей и отноше­ний, в которых эти индивиды находятся друг к другу.  Значит, нужно знать общественные отношения, определяющие жизнедеятель­ность человека и являющиеся основной структурой обще­ственного функционирования. Отношение мы определяем как вектор, направленность активности субъекта. Это субъектно-объектная связь, когда субъект - носитель активности направляет ее на предмет, объект. Не следует смешивать объек­тно-субъектную связь с объективной и субъективной. Обще­ственные отношения представляют собой объектно-субъект­ную связь между людьми и группами людей, а также их свя­зи с материальными предметами в процессе жизнедеятель­ности людей.

Общественное отношение является сложным многогран­ным процессом. В нем можно выделить две элементарные структуры. Первая: субъект - действие - объект, причем субъект и объект могут меняться местами в процессе отношения. Вто­рая: комплекс практических и духовных отношений. Кстати, первый составляет бытие, а второй - общественное сознание.

Общественное отношение, помимо субъектов и объектов, может включить средство и предмет отношения (например, товар). Каждое относительно автономное общественное фор­мирование представляет собой совокупность общественных отношений в их различных состояниях, имеющих в каждом отдельном случае свою специфику. Поэтому следует изучать не только связи между отдельными видами функциональных структур, но также историческое и региональное своеобразие этой совокупности.

Исторически определенным типом функциональной сово­купности общественных отношений является общественно-экономическая формация, а региональной совокупности -страна и ее подразделения. Сейчас широко развивается реги­ональная совокупность общественных отношений. В связи с этим необходимо изучать не только общественно-экономи­ческие формации, но также отдельные страны в их взаимо­действии.

Похожие материалы

Информация о работе