Методические рекомендации к практическим занятиям по рентгенологии

Страницы работы

Содержание работы

ИЗДАТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА

КАФЕДРА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО РЕНТГЕНОЛОГИИ

для студентов медицинского института

Выпуск 3

Хабаровск

2009 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Тема №1.

Физические основы рентгенологии. Знакомство с рентгенодиагностическим кабинетом и организация работы в нем. Методы рентгенологического исследования больного.

Общая принципиальная схема рентгенологического исследования больного.

Советы по практической работе с рентгенограммами.

Особенности теневой картины рентгеновского изображения.

Тема №2.

Рентгенологическое исследование костно-суставного аппарата. Методика рентгенологического исследования. Рентгеноанатомия скелета. Рентгеносимптоматика повреждений и заболе­ваний костей и суставов.

Ситуационные задачи.

Тема №3.

Рентгенологическое исследование органов дыхания. Методы рентгенологического исследования. Рентгеноанатомия грудной клетки, легких. Рентгенологические признаки заболева­ний органов дыхания.

Ситуационные задачи. 

Тема №4.

Рентгенологическое исследование сердечнососудистой системы. Методы рентгенологического исследования. Рентгеноанатомия сердца и сосудов. Рентгеносимптоматика заболеваний сердца и сосудов.      

Ситуационные задачи. 

Тема №5.

Рентгенологическое исследование желудочно-кишечного тракта. Методика рентгенологического исследования органов пи­щеварения. Рентгеноанатомия пищеварительного тракта. Рентгеносемиотика заболеваний органов пищеварения .

Ситуационные задачи.

Тема №6.

Рентгенологическое исследование желчевыводящей и мочевой систем. Методы рентгенологического исследования желчевыводящей и мочевой систем. Рентгеноанатомия и рентгеносемиотика заболеваний желчевыводящих и мочевых путей.

Ситуационные задачи.

3

4

4

4

5

5

6

6

11

12

12

18

19

19

23

24

24

28

29

29

31

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации предназначаются студентам всех факультетов для самостоятельной подготовки к прак­тическим занятиям и успешного усвоения курса рентгенологии. Они содержат: 1) домашнее в задание к каждой теме, 2)вопросы для само­контроля с охватом необходимого количества учебных элементов, 3) Программы изучения рентгенограмм при некоторых заболеваниях различных органов и систем, 4)схемы описания рентгенограмм и иллюстрации по изучаемым разделам, 5) ситуационные задачи.

Вопросы составлены в объёме программ по рентгенологии, утверждённой Главным управлением учебных заведения МЗ СССР 14 / У1 - 1985 г., и распределены в соответствии с логической структурой каждой темы. Учитывая задачи профилирования препода­вания, для студентов педиатрического факультета введены дополнительные вопросы помеченные звёздочкой, для студентов лечебного факультета - двумя звёздочками, а для студентов стоматоло­гического факультета разработаны дополнительные методические рекомендации по рентгеностоматологии.

Методика изучения рентгенограммы каждой области человечес­кого тела, наряду с общими принципами, содержит присущие данному конкретному органу (системе) особенности. Студент должен осмысленно и твёрдо усвоить методику изучения снимка, так как это потребуется для самостоятельной работы над рентгенограммой на практических занятиях. Неукоснительное следование порядку анализа обеспечивает получение исчерпывающей информации, содержащейся в рентгенограмме.

Изучение курса рентгенологии требует от студентов логичес­кого мышления, работы над учебником, материалами лекций, рекомендуемой литературой и постоянного обращения к знаниям, приобре­тённым при изучении других дисциплин.

В процессе обучения студенты овладевают следующими ПРАКТИЧЕСКИМИ НАВЫКАМИ:

1. Уметь правильно сформулировать направление на рентгено­логическое исследование с учётом метода исследования, показаний и противопоказаний.

2. Освоить методику сценки качества рентгенограмм.

3. Освоить методику описания рентгенограмм:

а) костной системы;

б) органов дыхания;

в) сердечнососудистой системы;

г) желудочно-кишечного тракта;

д) желчевыделительной системы;

е) мочевыводящих путей;

ж) зубочелюстного аппарата (для стоматологического факультета).

4. При изучении рентгенограмм с учётом клинической картины уметь сформулировать заключение.

ТЕМА №1

ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНТГЕНОЛОГИИ.

ЗНАКОМСТВО С РЕНТГЕНОДИАГНОСТИЧЕСКИМ КАБИНЕТОМ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В НЁМ.

МЕТОДЫ РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНОГО

Задание к теме №1

Повторить:

Устройство рентгеновской трубки, свойства рентгеновских лучей.

Нарисовать:

Принципиальную схему рентгеновской трубки.

Контрольные вопросы:

1. Принципиальное устройство рентгеновской трубки.

2. Принцип работы рентгеновской трубки.

3. В какие виды энергии преобразуется кинетическая энергия элект­ронов при торможении их в веществе анода?

4. Природа и свойства рентгеновских лучей.

5. Перечислите пять свойств рентгеновских лучей, используемых в рентгенодиагностике.

6. От чего зависит проникающая способность и поглощение рентгеновс­ких лучей и как их можно изменить?

7. Перечислите пять основных частей рентгенодиагностического аппарата.

8. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к рентгенодиаг­ностическому кабинету (помещения, вентиляция, защита).

9. Назовите три принципа защиты от повреждающего действия ионизирующего излучения.

10. Организационные мероприятия и средства защиты больного и обс­луживающего персонала.

11. Укажите виды приёмников рентгеновского излучения при диагностических исследованиях.

12. Устройство рентгеновской плёнки, кассеты, фотопроцесс.

13. Скиалогические особенности рентгеновского изображения (чёткость, контрастность, резкость, увеличение, суммация, параллакс).

14. Назовите три ступени контрастности изображения тела человека.

15. Характеристика основных методов рентгенологического исследова­ния (рентгенография и флюорография), их преимущества и недостатки.

16. Дополнительный метод исследования - рентгеноскопия, её досто­инства и недостатки. 17. Перечислите специальные методы рентгенологического исследова­ния в условиях естественной контрастности и искусственного контрастирования, сочетанные методы и с применением фармако­динамических средств.

18. Требования, предъявляемые к контрастным веществам.

19. Приведите примеры применения высокоатомных и низкоатомных кон­трастных веществ, их сочетания. Двойное и тройное контрастиро­вание, париетография.

20. Принцип получения послойного изображения, показания к примене­нию этого метода.

21. Рентгенокимография, показания к её применению.

22. Показатели оценки качества снимков.

23. Требования к маркировке снимка.

24. Расскажите схему рентгенологического исследования больного.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
469 Kb
Скачали:
0