Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 6

Наличие продуктов заменителей

Концентрация поставщиков на рынке

Объем поставок, необходимый поставщику

Затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли

Воздействие вводимых факторов производства на общую сумму затрат и дифференциацию продукта

Угроза интеграции последующих и предыдущих стадий производства компаний отрасли

Вопрос 4.  Карта стратегических групп: принципы построения

Удобным инструментом анализа рыночных позиций конкурентов является использование методики стратегических групп

В Стратегическую группу входят конкурирующие компании с примерно одинаковыми конкурентными стратегиями и положением на рынке

Компании объединяются в стратегическую группу по принципам схожести следующих параметров:

 - размеры(доля на рынке)

 - ассортимент выпускаемой продукции

 - соотношение цена/качество

 - каналы распространения и обслуживания

 - применяемыми технологиями и т.д.

Методика составления карт стратегических групп

·  Установить параметры дифференциации компаний в отрасли (например, по ассортименту продукции, ценам, качеству, набору дополнительных услуг, географическим масштабам деятельности)

·  Составить серию графиков по двум избранным параметрам(например, цена и целевая аудитория)

·  Объединить компании с близкими параметрами в одну стратегическую группу

·  Обозначить каждую стратегическую группу кружком, диаметр которого примерно соответствует доле этой группы в объеме продаж отрасли

·  Составить интегрированную карту на основе нескольких карт

Анализ карты стратегических групп

·  Использовать модель пяти рыночных сил Портера для анализа конкурентных позиций фирм каждой из групп

·  Проанализировать величину барьеров перехода компаний из группы в группу

·  Определить факторы прибыльности деятельности в каждой из групп

·  Измерить «дистанцию» между группами

Вопрос 5. Основные источники конкурентного преимущества фирмы

Важнейшей функцией стратегии фирм является борьба за конкурентное преимущество(КП). Ряд авторов даже ставит знак равенства между стратегией и получением КП

Как возникает и как удерживается устойчивое конкурентное преимущество?

Что такое конкурентное преимущество?

КП это способность  одной или нескольких фирм на рынке длительное время получать прибыль, более высокую, чем у других игроков рынка

КП, также, может проявляться в способности фирмы к более интенсивному инвестированию в отрасль, технологии, персонал и клиентов, чем у конкурентов

По мнению многих авторов, главным источником КП в современных условиях является быстрота реакции фирм на изменения во внешней среде (потребительского спроса, технологические, цен), а также существующие между фирмами различия в ресурсах, способностях и рыночном позиционировании

Чувствительность к изменениям

l  Любые изменения во внешней среде создают как возможности, так и угрозы для бизнеса. Те компании, которые демонстрируют способности к быстрой реакции на изменения получают КП

l  Ключевая компетенция к выявлению новых возможностей, создаваемых изменениями и является сутью предпринимательства

Реакция на изменения

l  Ключевые параметры реакции на изменения это быстрота и адаптивность

l  Способность реагировать на изменения, также включает в себя умение их прогнозировать, предвидеть последствия

l  Реагирование на возможности требует информации(постоянное сканирование окружающей среды) и гибкости

Устойчивое конкурентное преимущество

l  Для достижения долговременного успеха мало однажды поменять «правила игры». Компании должны непрерывно обновлять свои бизнес-модели