Школы планирования и позиционирования. Компоненты модели пяти сил конкуренции М.Портера, страница 3

Эмпирические исследования показывают, что те фирмы, которые пытались «приспособиться к рынку», часто терпели поражение.

Фирмы, которые выстраивали свою стратегию на основе использования и развития выраженных внутренних способностей – наиболее эффективно приспособились к изменяющейся внешней среде.

Из сказанного вытекает, что фирмы должны хорошо понимать свои ресурсы и способности.

Нематериальные ресурсы сегодня больше влияют на конкурентные позиции фирмы, чем ее материальные активы. Причина заключается в том, что материальные ресурсы доступны на рынке, а нематериальные(репутация, бренд, уникальная технология, «ноу- хау») часто не могут быть воспроизведены.

Пороговые ресурсы(возможности) - минимально необходимый набор ресурсов, позволяющий фирме эффективно действовать на рынке.Если каких-то ресурсов не хватает, то возникают «узкие места» в деятельности фирм.«Лишние» ресурсы называются избыточными . Они ухудшают показатели  работы фирмы.Компании борются за оптимизацию своей ресурсной базы.

Прочной основой для достижения конкурентных преимуществ выступает наличие уникальных ресурсов.Уникальные ресурсы, как правило, трудно скопировать и невозможно купить на открытом рынке.На основе уникальных ресурсов формируются – ключевые компетенции.

Ресурсы сами по себе не создают стоимости. Отдача от ресурсов возникает только тогда, когда фирма в состоянии ими эффективно распорядиться.Возможность(умение) эффективно использовать ресурсы называются способностями или компетенциями фирмы.

Ценность компетенций.Исходный момент и мерило ценности компетенций это удовлетворение  запросов потребителей. Компетенции существуют для того, чтобы лучше других производителей обеспечивать требования клиентов.Требование «лучше, чем другие» выводит нас на понимание уникальности компетенций, как основы конкурентных преимуществ.

Уникальность компетенций. Уникальность компетенции определяется легкостью ее передачи. Долговременное преимущество может обеспечить, например, компетенция в области найма, обучения, мотивации и вознаграждения редких специалистов. Фирма может закрепить за собой привилегированный доступ(например, к источникам сырья или радиочастотам). Некоторые компетенции становятся уникальными из-за сложности их переноса в другие организации.

Источником уникальности могут служить ранее амортизированные затраты, что делает возможным продажу товаров/услуг по более низким ценам(но опасность «обхода» со стороны более новых технологий).

Устойчивость компетенций.Уникальность компетенциям придает сложность их копирования. Это делает компетенции устойчивыми. Обычно компетенция это связанный набор видов деятельности и процессов внутри организации, а также с ее поставщиками и потребителями. Это делает компетенцию трудной для копирования в силу ее сложности.

Часто компетенция вырастает из опыта компании и координация действий работников при обслуживании клиентов появляется, как бы, «естественным путем»

Такие устоявшиеся организационные процессы в компаниях называются рутинами.

Примеры рутин: традиция высококачественного обслуживания клиентов, дух новаторства, культура минимизации издержек.

Неопределенность компетенций.Уникальность и устойчивость компетенций часто обусловлена  тем, что конкуренту сложно понять, что лежит в основе данной рутины.Подобная «неопределенность» рутины обычно обусловлена тем, что она основывается на «скрытых» знаниях, вытекающих из корпоративной культуры.

Неопределенность компетенции часть связана с тем, что менеджерам и работникам организации самим сложно формализовать то, как они добиваются высоких результатов(некодифицируемое знание).Конкурентам сложно понять, как «это» работает, и, тем более сложно воспроизвести у себя.

Незаменимость компетенции.Компетенция уникальна до тех пор пока конкуренты не найдут возможности ее скопировать или заменить. Как товар или услуга могут быть заменены, так и компетенции могут быть «обойдены» более эффективными.