Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 7

      Анализ прибыли и рентабельности проводится в следующей последовательности:

      - во-первых, оценивается состояние прибыли и рентабельности за отчетный период и в динамике;

      - во-вторых, проводится факторный анализ прибыли;

      - в-третьих, оценивается состояние и динамика показателей рентабельности, проводится их факторный анализ;

      - в-четвертых, на базе проведенного анализа выявляются резервы и пути повышения прибыли и рентабельности торговой деятельности.

      Основными факторами, влияющими на прибыль и рентабельность, являются следующие:

1)   Объем розничного товарооборота.

      Механизм влияния данного фактора в том, что при увеличении объема розничного товарооборота растет и прибыль и, как следствие, повышается уровень рентабельности. Влияние изменения объема розничного товарооборота рассчитывается по формуле:

                 Δ Прто = (РТО1-РТОо) * Рпро / 100,                    (1.23)

где Δ Прто — изменение суммы прибыли за счет изменения розничного товарооборота;

      РТО1 — розничный товарооборот отчетного периода;

      РТОо — розничный товарооборот базисного периода;

      Рпро — рентабельность продаж базисного периода.

      2) Уровень доходов от реализации.

      Влияние изменения уровня доходов от реализации рассчитывается по формуле:

               Δ Прд’ = (Д’1-Д’о) *РТО1 / 100,                             (1.24)

где Δ Прд’ — изменение суммы прибыли за счет изменения уровня доходов от реализации;

      Д’о — уровень доходов от реализации базисного периода;

      Д’1 — уровень доходов от реализации отчетного периода.

      3) Уровень расходов на реализацию товаров. Механизм влияния данного фактора состоит в том, что экономия текущих затрат при неизменном влиянии прочих факторов является резервом роста прибыли и рентабельности. Влияние указанного фактора осуществляется по формуле:

                Δ Пр ррт’ =(РРТ’1 –РРТ’о)*РТО1/100,                (1.25)

где Δ Пр ррт’ — изменение суммы прибыли за счет изменения уровня расходов на реализацию товаров;

      РРТ’0, РРТ’1 — уровень расходов на реализацию товаров в базисном и отчетном периодах соответственно.

      4) Прибыль (убыток) от  операционных доходов и расходов. Положительный результат увеличивает прибыль организации, отрицательный — уменьшает и расчет осуществляется таким образом:

                         Прс = Од – Ор,                                           (1.26)

где Пс — изменение суммы прибыли за счет прибыли (убытка) от операционных доходов и расходов;

      Од — операционные доходы;

      Ор — операционные расходы.

     5) Прибыль (убыток) от  внереализационных доходов и расходов. Расчет аналогичен предыдущему.

      Также на размер прибыли и уровень рентабельности оказывают немаловажное влияние производительность труда, эффективность использования основных и оборотных средств, уровень цен и другие факторы.

      Основными факторами, влияющими на рентабельность, являются размер полученной прибыли и сумма розничного товарооборота. Расчет влияния этих факторов производится методом цепных подстановок:

                         Рпр = Пр / РТО * 100,                              (1.27)

где Рпр — рентабельность продаж;

      Пр — прибыль от реализации;

      РТО — розничный товарооборот.

      Расчет влияния изменения суммы полученной прибыли осуществляется:

              Рпр= Пр1 * 100 / РТО1 – Про * 100 / РТО1,           (1.28)

где Рпр – изменение рентабельности за счет изменения суммы полученной прибыли;

      Пр1, Про – прибыль от реализации отчетного и базисного периода соответственно;

      РТО1 – розничный товарооборот отчетного периода.

      Изменение рентабельности за счет изменения розничного товарооборота:

      Рпр рто = Пр0 * 100 / РТО1 – Про * 100 / РТОо,         (1.29)

где Рпр рто – изменение рентабельности за счет изменения розничного товарооборота;

      РТОо – розничный товарооборот базисного периода.

      В условиях рыночной конкуренции при проведении экономического анализа прибыли и рентабельности торговой деятельности необходимо:

      - провести сравнение показателей прибыли и рентабельности со среднерыночными показателями на различных уровнях;

      - сравнить показатели прибыли и рентабельности с аналогичными показателями организаций-конкурентов;

      - сравнить показатели прибыли и рентабельности с нормативными их значениями.

      Таким образом, в итогах этой главы можно говорить о том, что анализ розничного товарооборота и прибыли  — это не только изучение и пересчет имеющихся данных, но также их сравнение с результатами, полученными в предыдущих периодах.

      Однако и сравнение не является основной задачей анализа. Основным является анализ факторов, влияющих на розничный товарооборот и прибыль, а также выявление их взаимосвязей.

      В целом по главе в заключение стоит сказать, что и розничный товарооборот, и прибыль имеют “глубинную” взаимосвязь, не только происходящую из нумерологии,  но и из философии: розничный товарооборот — является основным объемным показателем, прибыль же, — основным финансовым результатом.

2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ПРИБЫЛИ ТОРГОВЛИ КИРОВСКОГО РАЙПО ЗА 2002 — 2004 ГГ.

2.1. Социально-экономическая характеристика района и

объема деятельности Кировского райпо

      Кировский район расположен на юго-западе Могилевской области. Образован 12 февраля 1935 года. Занимает площадь 1.3 тыс.кв.км. Расстояние от г. Кировска до областного центра 100 км.        На территории района расположены 123 населенных пункта, объединенных в 9 Сельских Советов, 11 сельскохозяйственных производственных кооперативов, 1 совхоз, 1 дочернее унитарное сельскохозяйственное предприятие «Шинник», 21 фермерское хозяйство.

      На территории района размещены 6 промышленных организаций: маслодельный завод, льнозавод, консервный завод, комбинат кооперативной промышленности, райагропромтехснаб и структурное подразделение унитарного предприятия «Ольса» г. Могилева.