Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 19

-0,01 + 1,25 = 1,24 %.

      Таким образом, видно, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом отдача на вложенный капитал увеличилась, в наибольшей степени благодаря росту прибыли в 2004 году.

      Проведем анализ рентабельности, используя затратный подход:

      1) Изменение рентабельности за счет изменения стоимости произведенных затрат:

4,3 * 100 / 2155 – 4,3 * 100 / 1708,7 = -0,05 %.

      2) Изменение рентабельности за счет роста прибыли:

127,8 * 100 / 2155 – 4,3 * 100 / 2155 = 5,73 %.

      3) Совокупное влияние факторов:

-0,05 + 5,73 = 5,68 %.

      Произведенные расчеты показывают, что в 2004 году со 100 рублей затраченных средств было получено на 5,68 рублей больше, чем в 2003 году, в том числе за счет роста прибыли затратоотдача увеличилась на 5,73 рубля, а за счет роста суммы произведенных затрат снизилась на 0,05 рублей.

      Анализ изменения рентабельности продаж проведем методом скорректированных показателей по формуле 1.27 – 1.29.

      1) Изменение рентабельности продаж за счет роста объема розничного товарооборота:

(-93,0) * 100 / 12728,9 – (-93,0) * 100 / 9753,3 = 0,219 %.

      2) Изменение рентабельности продаж за счет роста прибыли от реализации:

163,9 * 100 / 12728,9 – (-93,0) * 100 / 12728,9 = 2,019 %.

      3) Совокупное влияние факторов:

0,219 + 2,019 = 2,24 %.

      По данным расчетов можно сделать вывод о том, что рентабельность продаж в 2004 году по сравнению с 2003 годом увеличилась на 2,24 %, в том числе за счет:

      - получения прибыли в 2004 году вместо убытков в 2003 году рентабельность продаж повысилась на 2,019 %;

      - за счет роста объема товарооборота – на 0,219 %.

      Теперь рассмотрим, как повлияли на рентабельность в целом по райпо изменение товарооборота и прибыли отчетного периода согласно формул 1.28. – 1.29:

      1) Изменение рентабельности за счет изменения суммы прибыли отчетного периода:

127,8 * 100 / 12728,9 – 4,3 * 100 / 12728,9 = 0,97%.

      2) Изменение рентабельности за счет изменения суммы розничного товарооборота:

4,3 * 100 / 12728,9 – 4,3 * 100 / 9753,3 = -0,01%.

      3) Совокупное влияние факторов

0,97 – 0,01 = 0,96%.

      Данные расчеты показывают, что в 2004 году по сравнению с 2003 годом уровень рентабельности в целом по райпо увеличился на 0,96 процентных пункта. На это увеличение повлияли следующие факторы:

      - за счет увеличения прибыли уровень рентабельности увеличился на 0,97 процентных пункта;

      - за счет роста розничного товарооборота уровень прибыльности снизился на 0,01 процентный пункт.

       Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что Кировское райпо в анализируемом периоде функционировало эффективно, на что указывает  повышение как рентабельности продаж, так и рентабельности отрасли в целом. Но вместе с тем  одной из основных задач аппарата управления организации  в современных   условиях хозяйствования является изыскание и разработка резервов роста прибыли и рентабельности торговой деятельности.

      На основании проведенного анализа розничного товарооборота и прибыли будут разработаны основные направления, а также определены резервы роста товарооборота и прибыли Кировского райпо.

3. ПУТИ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И ПРИБЫЛИ КИРОВСКОГО РАЙПО

      Как известно, основными факторами, влияющими на сумму полученной организацией прибыли и на уровень рентабельности, являются следующие: объем и структура розничного товарооборота, сумма и уровень полученных доходов от реализации товаров и осуществленных расходов на их реализацию.

      Поэтому рост объемов и совершенствование структуры розничного товарооборота, повышение уровня доходности торговой деятельности, оптимизация и экономия расходов, связанных с реализацией товаров, будут способствовать увеличению полученного размера прибыли и повышению рентабельности торговли.

      Как известно, основными источниками формирования доходов в торговле является торговая надбавка и скидка. Размеры торговых надбавок на отдельные товары весьма различны с учетом издержкоемкости их реализации. Поэтому изменение структуры розничного товарооборота оказывает влияние на динамику доходности торговли. При увеличении в розничном товарообороте доли товаров с большими размерами торговых надбавок повышается общий уровень доходов от реализации товаров, и наоборот.

      Изменение организации товародвижения оказывает влияние на изменение доли торговых надбавок в пользу отдельных звеньев потребительской кооперации. При завозе товаров напрямую от производителей вся торговая надбавка идет в пользу розницы. Поэтому для повышения доходности торговой деятельности, а, следовательно, и ее прибыльности необходимо увеличивать долю прямых поставок в розничную торговую сеть.

      Доходность торговли изменяется и под влиянием экономических условий, не зависящих от работы райпо. К ним можно отнести: изменение размера торговых надбавок, порядка и размера возмещений отдельных расходов, налоговая и учетная политика и так далее.

      Размеры торговых надбавок периодически изменяются в связи с изменением розничных цен на отдельные продовольственные и непродовольственные товары, расходов на их реализацию и других факторов организационно-экономического характера.

      Размер торговых надбавок по непродовольственным товарам, как правило выше, чем по продовольственным, поэтому увеличение в розничном товарообороте доли непродовольственных товаров будет способствовать росту доходности торговой деятельности, а, следовательно, и ее прибыльности.

      На динамику прибыли оказывает влияние и изменение уровня расходов на реализацию товаров и других затрат.

      С целью оптимизации уровня расходов на реализацию товаров можно предложить следующие мероприятия:

      - обеспечение рационального использования материальных, трудовых и других видов ресурсов;

      - сокращение звенности товародвижения; 

      - повышение производительности труда торговых работников;