Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 5

      2) изучение, количественное измерение и обобщение  влияния факторов на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; комплексная оценка торговой деятельности организации;

      3) выявление путей и возможностей роста розничного товарооборота, повышения качества торгового обслуживания покупателей, эффективности использования экономического потенциала организации;

      4) разработка оптимальных управленческих решений по развитию розничного товарооборота торговой организации.

      Для проведения экономического анализа розничного товарооборота необходимо использовать следующую информацию:

      1. Статистические отчетности формы №1-торг «Отчет о товарообороте и запасах товаров» и №3-торг «Отчет по розничной торговле».

      2. Бухгалтерская отчетность (бухгалтерский баланс и приложения к нему).

      3. Материалы ревизии.

      4. Данные статистических сборников.

      5. Материалы специальных исследований, оперативная информация и другая информация.

      Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых  ценах  в следующей последовательности:

      - изучается  объем  розничного товарооборота в сравнении с планом и в динамике;

      - исследуется структура розничного товарооборота в целом по торговой организации и в разрезе отдельных подразделений, по ассортименту, методам продажи;

      - изучается взаимосвязь показателей розничного товарооборота;

      - производится факторный анализ развития розничного товарооборота;

      - выявляются резервы роста объемов деятельности с целью улучшения торгового обслуживания покупателей и максимизации прибыли;

      - определяются возможности учета неиспользованных резервов при планировании объема розничного товарооборота на будущий период.

      Помимо этого производится анализ товарных запасов и товарооборачиваемости, товарного обеспечения розничного товарооборота и поступления товаров, балансовая увязка показателей розничного товарооборота.

      Анализ розничного товарооборота по общему объему предполагает расчет следующих показателей и выполняется в следующей последовательности:

      1. Оценивается степень выполнения плана розничного товарооборота всего, в том числе и по видам.

      2. Рассчитывается ритмичность выполнения плана розничного товарооборота по времени, отдельным организациям.

      Этот расчет осуществляется по формуле:

                   Критм (равн) = 100 – У,                              (1.6)

где Критм (равн) — коэффициент ритмичности (равномерности);

       У — коэффициент вариации:

                    У =  ,                                                (1.7)

где  — среднее квадратическое отклонение:

                   ,                                                 (1.8)

где  — выполнение плана товарооборота;

 — средний процент выполнения плана товарооборота;

  — число показателей.

      3. На этом этапе рассчитываются показатели динамики розничного товарооборота всего, в том числе по видам, как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

      В ходе анализа динамики рассчитывают такие показатели как:

      1) темп изменения (цепным и базисным способом);

      2) анализируется абсолютное отклонение розничного товарооборота;

      3) рассчитывается абсолютное значение 1 % прироста розничного товарооборота;

      4) рассчитывается среднегодовой темп прироста розничного товарооборота по формуле:

                                                             ,                                          (1.9)

где   — среднегодовой рост розничного товарооборота;

      Уо — начальное значение динамического ряда;

      — число членов динамического ряда;

      У— конечное значение динамического ряда.

      4. Рассчитываются показатели степени удовлетворения платежеспособного спроса населения. К ним относят следующие показатели:

      а) % охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения:

            % ох = РТО / ПФН * 100,                            (1.10)

где  % ох — процент охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения;

      РТО — розничный товарооборот;

      ПФН — покупательные фонды населения.

      б) розничный товарооборот на душу населения:

            Тн = РТО / Чн,                                             (1.11)

где  Тн — розничный товарооборот на одного человека;

       Чн — численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.

      Данный показатель рассчитывается как в действующих, так и в сопоставимых ценах.

5. Проводится факторный анализ развития розничного товарооборота.  

      Он предполагает деление факторов на ряд групп:

      1) Факторы внешней среды.

      К ним относят:

      - численность обслуживания населения;

      - покупательные фонды населения в расчете на одного человека;

      - степень охвата покупательных фондов населения розничным товарооборотом в процентах;

      - уровень производства товаров народного потребления;

      - наличие организаций-конкурентов и другие.

      Размер изменения розничного товарооборота под влиянием отдельных факторов производится с помощью метода цепных подстановок:

                       РТО = Чн * ПФНн * % ох / 100,                (1.12)

где ПФНн — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека.

      Тогда влияние вышеуказанных факторов будет выглядеть следующим образом:

      Δ РТО (Чн) = (Чн1-Чно) * ПФНно * % охо / 100,      (1.13)

где Δ РТО (Чн) — изменение розничного товарооборота за счет изменения численности обслуживаемого населения;

      Чн1 — численность отчетного периода;

      Чно — численность базисного периода;

        ПФНно — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека в базисном периоде;

         % охо — процент охвата розничным товарооборотом денежных доходов населения в базисном периоде.

         Δ РТО(ПФНн) = Чн1*(ПФНн1-ПФНно)*% охо/100,    (1.14)