Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 6

где Δ РТО(ПФНн) — изменение розничного товарооборота за счет изменения покупательных фондов обслуживаемого населения в расчете на одного человека;

      ПФНн1 — покупательные фонды обслуживаемого населения в расчете на одного человека в отчетном периоде.

        Δ  РТО(% ох) = Чн1 *ПФНн1 * (% ох1- % ох о)/100,    (1.15)

где Δ РТО(% ох) — изменение розничного товарооборота за счет изменения степени охвата розничным товарооборотом покупательных фондов обслуживаемого населения;

      % ох1 — степень охвата розничным товарооборотом покупательных фондов населения в отчетном периоде.

      2) Факторы внутренней среды.

      К ним относят следующие группы факторов:

      а) Факторы, связанные с товарным обеспечением розничного товарооборота.

      Между ними существует следующая взаимосвязь:

                  Зн + П = Р + Впр + Зк,                                    (1.16)

где Зн — запасы товаров на начало периода;

      П — поступление товаров за период;

      Р — реализация товаров за период (розничный товарооборот);

      Впр — прочее выбытие товаров;

      Зк — запасы товаров на конец периода.

Тогда,

                      Р = Зн + П – Зк – Впр,                                  (1.17)

      Положительно на увеличение розничного товарооборота влияют увеличение запасов на начало периода и поступление товаров за период и отрицательно — увеличение запасов на конец и прочего выбытия.

      б) Факторы, связанные с использованием трудового потенциала.

      К ним относят:

      - численность работников (Ч);

      - производительность труда (ПТ);

      - среднее количество дней, отработанных одним продавцом за период (Д).

      Взаимосвязь вышеуказанных показателей можно отразить таким образом:

                           РТО = Ч * ПТ,                                        (1.18)

                          РТО = Ч * ПТдн * Д.                               (1.19)

      Влияние указанных показателей рассчитывается аналогично формулам 1.13 —  1.15.

      в) Факторы, связанные с использованием материально-технической базы.

      К ним можно отнести:

      - количество магазинов (Км);

      - средняя торговая площадь 1 магазина (S);

      - товарооборот на 1 кв.м. торговой площади (м);

      - среднегодовая стоимость основных средств (ОФ);

      - фондоотдача (ФО).

      Взаимосвязь указанных показателей с розничным товарооборотом выглядит так:

                      РТО = Км * S * m,                                       (1.20)

                        РТО = ОФ * ОФ.                                           (1.21)

      Расчет влияния производится цепными подстановками в соответствии с формулами 1.13 — 1.15.

      Для оценки степени использования интенсивных и экстенсивных факторов развития розничного товарооборота используется такой показатель как прирост розничного товарооборота за счет  интенсивных факторов:

                    Дп = (1 – ) * 100,                                       (1.22)

где Дп — доля прироста розничного товарооборота за счет интенсивного фактора (%);

      Тэ — темпы прироста экстенсивного фактора;

     То — темпы прироста розничного товарооборота.

      На следующем этапе анализа розничного товарооборота проводится анализ товарооборота по ассортименту в следующей очередности:

      1) рассчитывается процент выполнения плана по каждой товарной  группе;

      2) оценивается динамика изменения объема продаж в разрезе товарных групп;

      3) рассчитывается изменение удельного веса отдельных товарных групп по сравнению с прошлым периодом и планом;

      4) рассчитывается изменение среднедушевого потребления по товарным группам;

      5) определяется структура розничного товарооборота по укрупненной номенклатуре товарных групп; изучается изменение доли товарных групп в общем объеме розничного товарооборота;

      6) оценивается изменение продаж внутри продовольственных и непродовольственных товаров;

      7) рассчитывается коэффициент эластичности продаж, который показывает зависимость изменения объема продаж по отдельной товарной группе от изменения покупательных фондов населения.

      Завершающим этапом анализа розничного товарооборота является написание пояснительной записки, в которой определяются направления увеличения объема розничного товарооборота и улучшения его структуры, по улучшению качества торгового обслуживания населения, улучшению показателей деятельности, обобщению передового опыта лучших трудовых коллективов.

      В условиях рыночной конкуренции анализ прибыли и рентабельности торговой организации представляет собой составную часть комплексного анализа хозяйственно-финансовой деятельности.

      Главная цель анализа — оценка конечного финансового результата торговой деятельности, изучение основных причин их изменения с целью выявления дальнейшего роста и путей повышения.

      В ходе анализа прибыли и рентабельности ставятся и решаются следующие задачи:

      1) оценка степени выполнения плана прибыли, а также тенденций ее изменения в динамике;

      2) исчисление системы показателей рентабельности за отчетный период и в динамике;

      3) определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности организации;

      4) выявление резервов увеличения суммы прибыли и повышения рентабельности;

      5) оценка работы организации по использованию возможностей увеличения объема розничного товарооборота, прибыли и рентабельности;

      6) разработка мероприятий по использованию выявленных возможностей.

      Основными источниками информации для анализа прибыли и рентабельности являются:

      - бухгалтерский баланс и приложения к нему;

      - расшифровка состава внереализационных доходов и расходов в аналитике и другие.

      В процессе анализа изучается состав прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана за отчетный период. Оценивается влияние факторов на изменение прибыли и рентабельности.