Розничный товарооборот и прибыль: комплексный анализ и пути их увеличения (на материалах Кировского райпо), страница 2

      - продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот торговой организации можно рассматривать:

      1. Как результат деятельности организации торговли, ее экономический эффект.

      2. Как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

В торговой организации товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары, и по его размеру можно судить о значимости данной организации на потребительском рынке.

Различают розничный и оптовый товарооборот. В данной работе будет рассмотрена сущность только розничного товарооборота.

Розничный товарооборот отражает состояние национальной экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения, степень развитости рынка и его конъюнктуру.

В соответствии с Инструкцией по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле, утвержденной 2 июля 2002 года № 59, розничным товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению за наличный и безналичный расчет [12, с.1].

Розничный товарооборот можно рассматривать в двух аспектах:  как экономическую категорию и как качественный показатель.

Как экономическая категория розничный товарооборот выражает отношения, возникающие на стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления.

Как количественный показатель розничный товарооборот отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации.

Розничная торговля может осуществляться:

      - организациями розничной торговли и общественного питания;

      - организациями других отраслей экономики, имеющими на своем балансе сеть розничной торговли и общественного питания;

      - организациями, не имеющими торговой сети, но реализующими товары населению;

      - индивидуальными предпринимателями;

      - физическими лицами, осуществляющими продажу сельскохозяйственных товаров на рынках [12, с.1].

      Объем розничного товарооборота определяется на основании статистических отчетов. Розничный товарооборот учитывается в розничных ценах, включающих торговую надбавку, налог на добавленную стоимость и налог с продаж, по моменту отпуска товаров покупателям независимо  от времени уплаты денег и сдачи торговой выручки в банк [12, с.1].

      Розничный товарооборот подразделяется на:

      - розничный товарооборот торговли;

      - розничный товарооборот общественного питания.

      Так как объектом исследования дипломной работы является розничный товарооборот торговой организации (Кировского райпо), то рассмотрим состав розничного товарооборота торговли, который определяется на основании Инструкции по учету розничного товарооборота, товарных запасов в торговле и включает:

      - продажу товаров населению за наличный расчет; по безналичному расчету; в кредит; по почте; в магазинах беспошлинной торговли; по образцам; на борту самолетов; на судах речного флота, в пассажирских поездах; со складов и лесных участков лесоматериалов и древесного топлива;

      - продажу рабочим и служащим форменной одежды;

      - стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей;

      - стоимость проданных по подписке печатных изданий, изданий видео;

      - стоимость упаковки и стоимость проданной порожней тары;

      - стоимость стеклянной посуды;

      - продажу товаров учреждениями специального назначения для последующей перепродажи своему контингенту.

      В розничный товарооборот торговли не включается:

      - продажа по безналичному расчету товаров юридическим лицам, их подразделениям, индивидуальным предпринимателям;

      - выдача товаров рабочим и служащим в счет заработной платы;

      - стоимость возвращенных товаров;

      - отпуск товаров по товарообменным операциям;

      - выдача товаров за счет прибыли;

      - стоимость реализованных проездных билетов и талонов, лотерейных билетов;

      - продажа почтовых марок, конвертов, открыток, телефонных карточек, интернет-карт отделениями связи [12, с.2].

      Розничный товарооборот можно классифицировать по следующим признакам:

1.  По формам торговли:

  а) розничный товарооборот государственной торговли;

  б) розничный товарооборот негосударственных форм торговли,

в том числе:

- кооперативной;

    - частной.

2.  По экономическому содержанию:

  а) реализация товаров населению;

  б) продажа организациям, учреждениям;

  в) выручка за услуги по ремонту изделий.

3.  По структуре оборота:

  а) по продовольственным товарам;

  б) по непродовольственным товарам.

4.  По территориальному признаку:

  а) розничный товарооборот города;

  б) розничный товарооборот сельской местности.

5.  По формам расчета:

  а) розничный товарооборот за наличный расчет;

  б) розничный товарооборот по безналичному расчету.

        Таким образом, значение розничного товарооборота заключается в следующем:

      - через розничный товарооборот происходит смена формы стоимости товаров с товарной на денежную и, как следствие, получает общественное признание стоимость и потребительная стоимость товара;

      - розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением республики. Рост или снижение объемов розничного товарооборота вызывает изменения в поступлении денег в банки;

      - розничный товарооборот отражает уровень жизни населения;

      - величина розничного товарооборота отражает социально-экономическое положение республики по масштабам и структуре потребительского рынка;

      - от объема розничного товарооборота зависят конечные хозяйственно-финансовые показатели деятельности торговых организаций.

      Вместе с тем, роль розничного товарооборота в условиях рынка снижается; розничный товарооборот может увеличиваться за счет продажи дорогостоящих товаров, а не товаров, имеющих доступные для потребителей цены.

      В настоящее время развитию розничного товарооборота присущи следующие закономерности: