Учебное пособие по дипломному проектированию по изготовлению деталей, узлов и агрегатов авиадвигателей, страница 12

В качестве чистовых баз должны выбираться поверхности, от которых задается допускной размер, определяющий положение данной обрабатываемой поверхности, а также поверхности, которые обеспечивают наименьшие деформации от сил резания и зажима. Выбирая установочную базу (У.Б.), прежде всего выявить, в какой мере пригодна для этой цели конструкторская база (К.Б.) Если она не пригодна, то отказываются от правила совмещения баз. При этом необходимо рассчитывать цепочку установочных и обрабатываемых размеров и допуски на них так, чтобы обеспечить точность обработки размеров от конструкторских баз.

Особое значение приобретает выбор баз для обработки  деталей на станках с ЧПУ типа "обрабатывающий центры. На этих станках целесообразно проводить весь комплекс обработки за одну установку, начиная с черновых и кончая чистовыми проходами и поэтому выбранные базы должны обеспечивать наиболее точное базирование, неизменность положения и надежное крепление детали в приспособлении.

Выбор базовых поверхностей для станков о ЧПУ должен обеспечивать:

- заданную точность на всех этапах обработки детали;

- минимальное число установов при формировании маршрута. К базам, используемым на первой операции, предъявляются дополнительные требования:

- она должна быть выбрана для той поверхности, которая далее будет использоваться для обработки большинства поверхностей. Это следствие из требования минимальной размерной цепи между базой и обрабатываемой поверхностью;

- база должна обеспечивать связь между обрабатываемой и необрабатываемой поверхностью.

Некоторые особенности базирования при ЭХО изложены в (86, с.142-144).

3.4.6. Выбор метода обработки (маршрута)

При разработке нового технологического процесса (ТП) необходимо учесть положительные и отрицательные стороны действующего ТП на изготовление детали. Разработка ТП должна быть основана на использовании научно-технических достижений и направлена на повышение технического уровня производства, качества проекции и производительности труда.

Студент, исходя из заданной производственной программы, выбирает оптимальный (перспективный) вариант маршрутной обработки. Маршрутная технология решает основные вопросы будущей серийной технологии, а именно:

- количество, содержание и последовательность выполнения операций;

- выбор метода обработки, точности и шероховатости обработки;

- выбор системы базирования и типа оборудования.

Основные требования к ТП механической обработка определены ГОСТ 14.3012-83 "Общие правила разработки технологических процессов и выбора средств технического оснащения".

При определении последовательности и содержания технологических операций на основе выбранной рациональной формы заготовки необходимо:

- стремиться к максимальной концентрации обработки на одном станке, сокращая число операций и общую протяженность цикла обработки. Широко использовать оборудование с ЧПУ и автоматической сменой инструмента;

- правильно установить место термической обработки (закалки, цементации, азотирования, цианирования и дp.).

Обычно закалку деталей небольшого размера с HRC менее 40 рекомендуется производить в заготовках; крупных деталей с  большим припуском - после чернового этапа; а тонкостенные - перед чистовой обработкой. Детали, имеющие твердость HRC более 40, рекомендуется закаливать перед отделочной обработкой.

Цементация и закалка обеспечивает получение поверхностного слоя глубиной 0,5 - 1,5 мм с твердостью HRC 55 - 60. Местоположение цементации и закалки в структуре ТП определяется в основном способом защиты нецементируемых поверхностей от науглероживания.

Азотирование обеспечивает твердость более HRC 80 с глубиной до 0,5 мм; его обычно выполняют перед окончательным этапом.

Учитывая влияние различных факторов на качество поверхностного слоя, выбрать метод чистовой обработки с учетом экономической целесообразности его применения. Ориентировочная экономическая точность и шероховатость поверхности детали в зависимости от метода обработки приведены в [51] и [64, с .20], сравнительный анализ различных методов поверхностно-пластическим деформированием приведен в [38].

Маршрутная технология составляется по ГОСТ 3.1118-82.

Форма приведена в табл. 3.1.

Таблица 3.1

МАТИ

Кафедра

ТПДЛА

Маршрутный технологический процесс

Наименование

детали

№ детали

№ операции

Краткое содержание

Эскиз обработки детали

Тип оборудования и модель

Правила записки содержания операций и переходов по ГОСТ 17.02-79. Номер операция проставляется через 5, 10, 15 и т.д. При разработке маршрута необходимо составить эскиз обработки, который должен отвечать всем требованиям графических документов по ГОСТ 3.1404-86 и ГОСТ 3.1105-84. Так, операционные эскизы детали выполняются в рабочем  положении обработки, масштаб произвольный, но одинаковый для всего ТП. Их следует выполнять аккуратно и четко. Обрабатываемые поверхности обозначаются утолщенными линиями (2 - 3 по ГОСТ 2.303-86) или линиями красного цвета. Все обрабатываемые поверхности условно нумеруются арабскими цифрами в технологической последовательности и соединяют с размерной линией. Номера обводят знаком окружности диаметром 6-8 мм.

На эскизы наносятся: условные обозначения шероховатости, причем одинаковые группируются и выносятся в правый верхний угол эскиза; условные обозначения опор зажимов на базовых поверхностях детали - согласно ГОСТ 3.1107 "Опоры, зажимы и установочные устройства. Графические обозначения".

Примеры нанесения обозначений крепления на схемах приведены в табл. 3.2.

Таблица 3.2