Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 9

Царский период (VIIIVI вв. до РХ). Ранняя история Рима может быть ре­конструирована на основе археологических данных, а также преданий, сохранив­шихся в таких произведениях римской литературы, как «Энеида» Вергилия, «Исто­рия Рима от основания города» Тита Ливия. Согласно этим легендарным преданиям, Рим был основан потомками троянца Энея, спасшегося при взятии города ахейцами. После долгих странствий Эней пристал к берегу Италии и в устье Тибра основал го­род Альба Лонгу. Потомками Энея были два близнеца Ромул и Рем, в детстве под­вергшиеся преследованию со стороны своего родственника Амулия. Амулий захва­тил власть в Альбе и, опасаясь соперников, приказал бросить новорожденных бра­тьев в Тибр. Однако корзинку, в которой они находились, прибило к берегу. Братьев вскормила волчица. Возмужав, они отомстили узурпатору и решили основать город в тех краях, где прошло их детство. При выборе места для основания города между ними произошла ссора, в которой Ромул убил своего брата. Основанный Ромулом город унаследовал его имя – Рим (лат. Roma). Легендарной датой основания Рима считается 21 апреля 754 г. до РХ. Интересно, что археологические данные подтвер­ждают, что ранние поселения на месте Рима, действительно, появились в X – VIII в. до РХ. Одним из них было поселение племени латинов на Палатинском холме. Рядом существовало поселение сабинян. Слившись, они и образовали Рим.  

Городская община Рима (римский народ) в древности делилась на триста родов. Каждые десять родов объединялись в курию, каждые десять курий в трибу. Важней­шие вопросы решались на народном собрании, которое собиралось по куриям (ку­риатные комиции). Оно выбирало должностных лиц, в том числе и царя. Царь ис­полнял обязанности военачальника, законодателя и судьи. Совет старейшин в Риме назывался сенатом (от лат. senex - старец). В него входили триста человек (по одно­му от каждого рода).

Кроме полноправных членов общины (патрициев), соединенных с нею родовы­ми связями, в Риме существовало и неполноправное население (плебеи) – пересе­ленцы, не входившие ни в один из римских родов. 

Согласно преданию, начиная с Ромула, в Риме правило семь царей. Один из них, Сервий Туллий, провел важные реформы, напоминающие реформы Солона и Кли­сфена в Афинах. Он разделил население Рима на территориальные трибы, к кото­рым было приписано не только патрицианское, но и плебейское население. Было введено также деление на пять имущественных разрядов. Каждый из них обязывал­ся выставлять в войско определенно число центурий (сотен) воинов, причем больше половины центурий выставлял самый богатый первый имущественный разряд. Сер­вий Туллий ввел новый тип народных собраний – по центуриям (центуриатные комиции). Каждая центурия при этом имела по одному голосу. Голосование по цен­туриям позволяло участвовать в народном собрании плебеям, но при этом перевес всегда оставался на стороне наиболее состоятельных слоев населения (т.к. первый разряд при центуриатном голосовании имел гарантированное большинство). Рефор­мы Сервия Туллия способствовали отмиранию родовых пережитков и формирова­нию общественных связей, основанных не на родовых, а на государственных отно­шениях.

Ранняя республика (VIIII вв. до РХ). В 510 г. до РХ последний римский царь Тарквиний Гордый был изгнан из города, и в Риме установилась республика (от лат. res publica – "общее дело").

Основным внутриполитическим вопросом ранней республики был вопрос о пра­вах плебеев. Хотя по реформам Сервия Туллия плебеи и получили право участво­вать в центуриатных комициях, они не могли избираться на государственные долж­ности и получать наделы из фонда общественной земли[3]. В течение V – IV вв. до РХ плебеи упорно борются за свои права, и, в конце концов, добиваются полного успе­ха. В 494 г. до РХ была учреждена должность народных трибунов, в обязанности ко­торых входило следить за тем, чтобы в государстве не нарушались права плебеев. Трибуны обладали правом "вето", т.е. могли наложить запрет на закон или распоря­жение любого должностного лица, если считали, что они направлены против плебе­ев. После принятия законов Лициния и Секстия (367 г. до РХ) плебеи были оконча­тельно уравнены в правах с патрициями, они получили доступ ко всем без исключе­ния государственным должностям.

Главным органом римской республики считалось народное собрание. К двум упомянутым выше его видам (куриальные и центуриатные комиции) в V в. до РХ прибавился еще один – плебейские трибутные комиции. Народное собрание рассматривало важнейшие политические вопросы, избирало должностных лиц (ма­гистратов). Однако оно было лишено права законодательной инициативы: народ­ное собрание могло лишь утвердить или отвергнуть предложения, выносившиеся на него магистратами.

Высшей исполнительной властью в республике обладали два консула, избирав­шиеся на один год. Они унаследовали царский империй (власть) и его знаки: право восседать на курульном кресле (троне) и иметь охрану из 12-ти телохранителей-лик­торов. Судебная власть принадлежала двум преторам. Два цензора вели списки гра­ждан и следили за общественной нравственностью. К низшим магистратам относи­лись народные трибуны,  эдилы (градоправители, следившие за благоустройством Рима) и квсеторы (казначеи). Как видим, полномочия магистратов ограничивалась их коллегиальностью, выборностью,  сменяемостью. Кроме перечисленных выше ординарных магистратов существовал и экстраординарный – должность диктато­ра, учреждавшаяся в тех чрезвычайных случаях, когда Рим находился в крайней опасности. Назначаемый консулом по специальному решению сената диктатор по­лучал всю полноту власти, и его решения не могли быть оспорены, пока не закон­чился срок его полномочий (диктаторы назначались на шесть месяцев).

По истечении срока полномочий (у большинства магистратов он составлял один год) лица, занимавшие государственные должности, попадали в сенат. Сенат был важнейшим государственным органом римской республики. Его властные возмож­ности были исключительно велики. Сенат решал вопросы внутренней  и внешней политики, объявлял набор войска, принимал иностранных послов. Магистраты из­бегали вступать в конфликт с сенатом, зная, что вскоре они сами войдут в его со­став, и беспрекословно выполняли его рекомендации.