Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 4

Между тем, важные события происходили на территории Мидии, где началось восстание зависимого от мидийцев племени персов. Под предводительством царя Кира II персы начали успешно осуществлять стремительные завоевания. В 539 г. до РХ персидская армия вторглась в Вавилонию и захватила Вавилон. При Кире персы завоевали всю Малую Азию, Месопотамию, значительные территории в Средней Азии. При его преемнике Камбизе II был завоеван Египет. В начале правления царя Дария (522 – 486 гг. до РХ) персы покорили Македонию, Фракию и северо-западную часть Индии. Таким образом, границы Персидской державы охватили огромное про­странство от Эгейского моря на западе до северо-западной Индии на востоке, от Ар­мении на севере до Эфиопии на юге. Это было самое больше государство из всех доселе существовавших. В 519 г. до РХ Дарий начал реформы, которые определили его административную структуру. 

     Он разделил страну на административно-податные округа – сатрапии. Каж­дый из этих округов выплачивал определенный объем податей и возглавлялся са­трапом, персом по национальности, в обязанности которого входило гражданское управление своей областью. Военная власть была сосредоточена в руках другого лица – военачальника. Сатрапы и военачальники находились под постоянным контролем царя и его чиновников, особенно тайной полиции. Столицей персидской державы стал г. Сузы, где находилась царская канцелярия. Отсюда по всей стране рассылались царские указы. Официальным языком государства стал общераспро­страненный на Ближнем Востоке арамейский язык. Для улучшения связей между отдельными частями огромной империи была создана система караванных дорог и почт, которая позволяла царским гонцам и курьерам довольно быстро преодолевать значительные расстояния. Дарий ввел единую для всей страны денежную единицу – золотой дарик весом в 8, 4 г.

Социальная структура Древней Месопотамии. Как мы видим, общества, су­ществовавшие в разное время в Месопотамии, значительно отличались друг от дру­га, в том числе и по своей социальной архитектонике. Так, если для Царства Шуме­ра и Аккада эпохи III династии Ура характерна крайняя степень централизации (большая часть трудового населения была сведена в отряды, которые могли быть переброшены на любую работу и получали за нее паек), то для Нововавилонского царства, напротив, свойственна высокая степень социальной динамики и сложная, подчас запутанная, социальная структура (например, рабы, обладавшие правом соб­ственности и самостоятельного ведения хозяйства, иногда становились гораздо бо­гаче своих хозяев и сами владели рабами). Не имея возможности останавливаться на всех эпизодах социальной истории Месопотамии, ограничимся одним – рассмотрим социальную структуру Старовавилонского царства.

Решение этой задачи облегчается тем, что от этой эпохи сохранился важнейший юридический памятник – законы Хаммурапи. Они были высечены на черной камен­ной стеле, захваченной во время одной из войн враждебным Вавилону Эламом, в ко­тором и были найдены археологами.

Старовавилонское общество, судя по законам Хаммурапи, состояло из трех основных социальных групп: свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум).

Раб являлся частной собственностью своего хозяина. Его можно было продать, подарить, одолжить и т.п. Если кто-либо поранил или убил чужого раба, то наказы­вался не за убийство, а за нанесения ущерба имуществу. Источником рабства был, прежде всего, захват пленных на войне. В рабство можно было попасть и за долги, но Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами (по истечении этого срока должник должен быть отпущен на волю, даже если он так и не отработал долг) и запретил жестокое обращение с такими рабами. Обращением в рабство наказывались некоторые преступления (например, неуважительное отношение детей к матери). Источником рабства было и рождение от родителей-рабов, однако ребенок,  рожденный от рабыни и свободного, по законам Хаммурапи считался свободным. Отличительным знаком раба была табличка, которая вешалась ему на шею или клеймо, наносившееся на тело. Количество рабов в Старовавилонский период было невелико, и рабский труд не оказывал решающего влияния на экономику.

Наиболее многочисленной группой вавилонского общества были свободные об­щинники – авилум. К верхушке этого слоя принадлежал сам правитель государства и высшие должностные лица. Авилум занимались земледелием, ремеслом и тор­говлей. Внутри этой группы, конечно, имело место значительное имущественное расслоение, что отражено в законах Хаммурапи:  если авилум ударил по лицу рав­ного себе авилума, то он наказывался денежным штрафом, если же ударил авилума, высшего по положению – публичным телесным наказанием (60 ударов плетью).

Значительная часть трудового населения Старовавилонского царства относилась к мушкенумам. В самом названии (от аккадского глагола шукену –‘склоняться’) от­ражено их зависимое положение. Не владея собственными средствами произ­водства, мушкенумы были обязаны обрабатывать землю, предоставленную им двор­цом или храмом, отдавая за это часть урожая. Они не имели права покинуть ее, а в военное время должны были участвовать в походах. Кроме сельского хозяйства мушкенум мог заниматься и ремеслом, но и в этом случае был прикреплен к месту работы. Тем не менее, мушкенум мог иметь в своем распоряжении личное имуще­ство и даже рабов. Таким образом, мушкенумы занимали промежуточное положение между рабами и свободными общинниками.

Культура Древней Месопотамии. Еще шумерами в Месопотамии была создана развитая традиция письменности. Материалом для письма служила глина, а знаки письма складывались из клинышков, остающихся на глине от вдавливания в нее за­точенного в форме треугольника конца тростниковой палочки. За столетия суще­ствования месопотамской цивилизации были созданы сотни тысяч клинописных текстов самого разного содержания. Они хранились как у частных лиц, так и в архи­вах и библиотеках. Самой большой библиотекой была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала (669 – 631 гг. до РХ) в Ниневии, насчитывавшая до 20 тысяч табличек.

Древняя Греция