Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 2

Персидское владычество над Египтом продолжается до 332 г. до РХ (на это вре­мя падает правление XVII – XXX манефоновских династий), когда он был покорен Александром Македонским. После распада державы Александра Македонского в Египте правила династия Птолемеев, основанная одним из его полководцев. В 30 г. до РХ Египет был завоеван римлянами и вошел в состав Римской империи. В 641 г. его завоевали арабы. Сегодня потомки древних египтян – копты – составляют лишь небольшой процент населения Арабской Республики Египет. 

Социальная структура древнеегипетского общества (на примере Среднего царства). Низшим классом древнеегипетского общества были баку – рабы, принад­лежавшие своим хозяевам в качестве частной собственности. Однако количество баку было невелико. Большинство населения страны принадлежало к тому социаль­ному слою, который сами египтяне называли хемуу нисут - "царские хемуу". Обя­занностью царских хемуу была работа в хозяйстве фараона, храма, государственно­го или храмового  чиновника. Каждый хему был связан с определенной профессией, которая назначалась ему еще в юности. Ежегодно в номах проводились смотры де­тей царских хемуу, достигших совершеннолетия. На этих смотрах юноши и распре­делялись  по профессиям. Наиболее сильные и выносливые назначались в войско, сыновья ремесленников, как правило, наследовали профессию своего отца, большая же часть хемуу становилась земледельцами. Хемуу не находились в собственности частного лица, а выдавались чиновникам в качестве должностного обеспечения – наряду с землей, домом, орудиями труда и т.п. имуществом.

Верхушку древнеегипетского общества составляли фараон, его вельможи, прави­тели номов и высшее жречество. Древнеегипетский царь обладал неограниченной властью и почитался как бог. Само его обычное в европейских языках наименование – фараон – свидетельствует об особом благоговении, с которым египтяне к нему от­носились. Это слово происходит от древнеегипетского пер-о (большой дом) – имен­но так, иносказательно, чтобы лишний раз не употреблять личного имени правите­ля, было принято называть царей Египта в эпоху Нового царства. Власть фараона распространялась не только на людей, но и на природу его страны. Это выражалось в специальных обрядах: при начале разлива Нила царь бросал в воды реки папирус с приказом разлиться, во время начала жатвы лично срезал первый сноп. Ближайшим к фараону  вельможей был чати, управлявший хозяйственной жизнью страны и вер­ховной судебной палатой. Армия возглавлялась другим сановником – начальником войска. Большим влиянием пользовались главы номов – номархи.

Религия и культура. Каждый ном имел свое особо чтимое божество, а культ не­которых был распространен по всему Египту. Так, широко почитались Гор, считав­шийся покровителем царской власти, бог солнца Ра, бог Тот, богиня Маат и др. Со времен Среднего царства получает широкое распространение поклонение богу Амону.

Культ многих божеств был связан с почитанием животных. Так, считалось, что воплощением бога Птаха является Апис (бык определенной расцветки), воплощени­ем Гора – сокол, Себека – крокодил и т.д. Священные животные, олицетворявшие этих богов, содержались в особых храмах, им приносились жертвы, а после смерти их тела мумифицировались. Найдены целые кладбища таких мумий – например, кладбище Аписов в Мемфисе. Кроме названных выше в качестве божеств почита­лись коршун, ибис, баран, лев, змея, гиппопотам и множество других животных, до навозных жуков-скарабеев включительно. Таким образом, древнеегипетская религия является характерным образцом языческого политеизма (многобожия). Тем интерес­нее, что именно в Египте была предпринята уникальная для Древнего мира попытка перейти от политеизма к монотеизму. Она связана с именем фараона Аменхотепа IV (1367 – 1350 гг. до РХ).

Для древнеегипетской религиозности характерно особое стремление к преодоле­нию смерти. С этим связаны специфические погребальные обряды, принятые в Древнем Египте. Древний египтянин верил, что человек имеет две души – ка и ба. Первая из них по смерти обитает в гробнице, а вторая может соединиться с телом, воскресив его. В таком случае, важнейшей религиозной задачей становилось сохра­нение тела от уничтожения. Для этого из него делали мумию. Мумифицирование спасало тело от тления, но нужно было еще сохранить саму мумию, поэтому каж­дый состоятельный египтянин стремился соорудить для нее гробницу. Наиболее грандиозными были гробницы фараонов – знаменитые египетские пирамиды. По­смертное существование египтяне представляли во всем подобным земному, поэто­му клали в гробницы одежду, пищу, предметы обихода. Для благоденствия умерше­го считались необходимыми регулярные жертвоприношения ему.

С тем же стремлением к победе над смертью связано и широкое распростране­ние в Египте почитания Осириса. Древнеегипетский миф об этом боге рассказывает, что Осирис, царствуя над Египтом, научил своих подданных земледелию и ското­водству. Его брат Сет стал завидовать ему, заманил Осириса в ловушку и убил его. Жена Осириса Изида укрылась от гнева Сета и вскоре родила сына – Гора, который победил убийцу своего отца. Изида собрала части, на которые Сет растерзал тело Осириса, и Осирис воскрес. Не пожелав более царствовать на земле, он стал царем в царстве мертвых. Осирис взвешивает сердца умерших и в зависимости от праведно­сти или неправедности их жизни определяет их посмертную участь. Представление о том, что посмертная участь человека зависит от его поведения в земной жизни, сложилось у египтян в эпоху Нового царство, сменив примитивно магическое пред­ставление о том, что посмертная участь человека зависит лишь от правильности ис­полнения погребальных обрядов.

Письменность появилась в Египте еще во времена Раннего царства. Начало ее расшифровке было положено Франсуа Шамполиономв начале XIX в. С тех пор уче­ные смогли прочитать тысячи древнеегипетских текстов самого разного – религиоз­ного, научного, художественного, хозяйственного, политического – содержания.

Древняя Месопотамия