Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 14

При Диоклетиане и Константине было введено новое администра­тивное деле­ние. Вся территория империи была разделена на четыре префектуры, префектуры делились на диоцезы, диоцезы – на провинции. Во главе префектур стояли префек­ты претория, кото­рым подчинялись викарии диоцезов и президы провинций. Власть всех этих чиновников распространялась только на гражданскую сферу, военн­ых полномочий, во избежание сепаратизма, они были лишены.

Диоклетиан провел военную реформу. Армия стала формироваться в значитель­ной мере из рекрутов, которых должны были поставлять крупные землевладельцы из числа населения их поместий. Кроме того, на службу широко привлекались наем­ники-варвары, в том числе и це­лыми отрядами (федераты[9]).

Была проведена также налоговая реформа. В основу податной си­стемы империи лег единый для всего государства прямой поземельно-подушный налог, плативший­ся раз в год – аннона. Размер его устанав­ливался в зависимости от количества иму­щества и определялся раз в пятнадцать лет.

В правления Диоклетиана и Константина произошло прикрепление колонов к земле, ремесленников государственных мастерских – к свое­му ремеслу, самостоя­тельных ремесленников – к коллегиям[10], го­родских землевладельцев – к куриям (го­родские советы).

Важнейшей реформой Диоклетиана была сакрализация власти. Он ввел пышный придворный ритуал по образцу восточных монархий. Обычное для римлян обоже­ствление императора при нем приобретает особую пышность и особую сложность. Император из принцепса (пер­вого гражданина) превращается в доминуса (dominus) – господина своих подданных. Поэтому и политическая система, установившаяся при Диоклетиане, получила название домината. Доминат – эта такая политическая система позднеримского государства, при котором мо­нархическая власть осуще­ствляется не через систему республиканских институтов (как в принципате), а непо­средственно.  

Христиане в Римской империи. Христианское благовестие (еван­гелие[11]) начало распространяться в Римской империи еще в I в. Снача­ла его проповедовали непо­средственные свидетели земной жиз­ни Христа и Его воскресения – апостолы, затем – их ученики. Суть христианской проповеди состояла не в возвещении новых фило­софских или социально-политических идей, а в сообщении радостной ново­сти о не­давно произошедшем историческом событии – воскресении Христовом, об одер­жанной победе над смертью. Христианская вера со­держалась не порознь: люди, по­верившие этой новости, принимали крещение и через него  вступали в Церковь. Unus christianus nullus christianus (один христианин - не христианин), говорили в древности. Быть христианином означало жить в Церкви, в которой человек и нахо­дил новую жизнь - жизнь во Христе.

Римские власти первоначально имели довольно смутные представ­ления о хри­стианах. Палестина, где происходили описанные в Еванге­лиях события, была для римлян глубокой провинцией, и происшествия в ней (если они не имели политиче­ского значения) не обращали на себя их внимания. Поэтому, хотя у римских авторов I в. (Иосиф Фла­вий, Светоний, Тацит) и имеются упоминания о Христе, но лишь крат­кие. Однако ко второй половине I в. присутствие христиан в империи становит­ся настолько заметным, что перед властями все же встает необходимость выработать к ним определенное отношение.

Отношение это сразу складывалось как враждебное. Первое гоне­ние на христиан со стороны римской власти произошло в 64 г. при им­ператоре Нероне (54 - 68). В этом году в Риме случился грандиозный пожар, в котором сгорели десять из двена­дцати кварталов города, и по­гибло множество людей. Среди спасшихся ходили упорные слухи, что город был подожжен Нероном, мечтавшим отстроить Рим зано­во и вдохновиться зрелищем зарева для написания поэмы о гибели Трои. Потеряв­шие близких, а также все свое имущество, люди были близки к восстанию. В этих условиях Нерон по совету одного из приближенных решил направить гнев толпы на христиан и обвинил их в поджоге Рима. Христиан принялись арестовывать, а затем предавать изощрен­ным казням. Даже привыкшие к кровавым зрелищам римляне пришли в ужас от жестокости Нерона, приказавшего поджигать кресты с распя­тыми на них христианами и устраивать при свете этих чудовищных факелов народные гу­ляния.

Юридическую основу отношения римской власти к христианам впервые разра­ботал император Траян (98 – 117). В ответ на запрос на­местника провинции Ви­финия (в Малой Азии) Плиния Младшего о том, что следует предпринимать в связи с распространением христи­анской веры, Траян определил следующую проце­дуру преследования христиан. Христианская вера была отнесена им к недозволен­ным ре­лигиям (religio illicita). Ее исповедание каралось смертью. Причиной столь негатив­ного отношения был отказ христиан совершать жертво­приношения языче­ским бо­гам, в том числе и гению императора. Язы­чество было государственной ре­лигией Древнего Рима, сам император занимал должность верховного жреца (pontif­ex max­imus). Конечно, в отеческих богов уже мало кто верил, особенно в городах, однако поклонение им являлось своего рода свидетельством лояльности Риму и неукоснит­ельно требовалось от всего населения. Единственным ис­ключением были иудеи, ко­торые, исповедуя веру в Единого Бога, отка­зывались поклоняться идолам, но они в глазах римлян имели извине­ние: их религия была национальной и древней. Христиа­не же никаких извинений не имели: их религия не была национальной (хри­стианином мог стать человек любой национальности) и возникла только что. Поэто­му христиане воспринимались как государственные преступни­ки. Однако, объявив христианскую веру недозволенной религией, Тра­ян установил, что государство не должно брать на себя инициативу в преследовании христиан («выискивать их не надо», - писал он). Госу­дарственные органы должны были начинать процедуру пре­следования лишь в том случае, если поступал официальный донос (обязательно не анонимный), что такой-то человек является христианином. Тогда обви­ненного аре­стовывали, допрашивали; если он подтверждал свою веру во Христа, подвергали пыткам, принуждая отречься от нее; если он отказывался – казнили. Таким образом, после Траяна христиане оказа­лись в следующем положении: они могли не скрывать своей веры (даже от властей) и жить спокойно, но лишь до тех пор, пока не появлялс­я человек, бравший на себя инициативу преследования христиан. Поэтому гонения на них вспыхивали периодически и зависели от мест­ных обстоятельств.