Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история»

Страницы работы

Содержание работы

Новосибирская епархия Русской Православной Церкви
Новосибирский Свято-Макарьевский

Православный Богословский Институт

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСО­БИЕ
для студентов 1-го курса

по

«Всеобщей истории»

Составил: священник Д. Долгушин

Новосибирск, 2007


1 семестр

Древний Египет

Географическое положение и природные условия. Древнеегипетская цивили­зация возникла в долине Нила. Течение Нила начинается на территории современ­ного Судана со слияния двух рек – Белого и Голубого Нила. Пройдя через пороги, он несет свои воды на север и, разделившись на несколько рукавов, образующих Дельту, впадает в Средиземное море. Каждый год Нил разливается. Вода на четыре месяца заполняет долину. Затем она спадает, Нил входит в свои берега, но на суше остаются частички горных пород и органических останков, принесенные течением реки. Это и есть знаменитый нильский ил. Он образует замечательно плодородную и легко поддающуюся обработке почву, позволявшую уже в древности собирать вы­сокие урожаи. Речные отложения придали ей черный цвет, поэтому египтяне назы­вали свою страну «Кеме» –  черная земля, противопоставляя ее красной земле – без­жизненным пескам пустыни, которая начинается сразу за плодородной землей, вы­тянувшейся узкой (от 1 до 20 км.) полоской вдоль Нила. Долину Нила принято де­лить на Верхний Египет (от первого порога Нила до Дельты) и на Нижний Египет (Дельта).

Поскольку Нил был единственным источником влаги, то благоденствие страны полностью зависело от его разливов. Египтяне делили год на три сезона. Сезон раз­лива (ахет) продолжался с августа по ноябрь. Едва Нил начинала спадать, и пашня показывалась из-под воды, начинался сезон сева (перет). Затем – сезон засухи (шему), когда высушенная солнцем земля мертвела, трескалась, выдувалась ветром в пустыню, а люди с тревогой и нетерпением ожидали нового живительного разлива великой реки.

Политическая история. Впервые жители появились в нильской долине в конце V тысячелетия до РХ. Они создали здесь первые ирригационные сооружения. Но построить полноценную оросительную систему было под силу только высокоорга­низованной общности людей, и в Египте стали возникать протогосударственные об­разования, которые принято называть греческим термином «ном». К концу IV тыся­челетия до РХ сформировалось до сорока таких номов. В результате войн они объединились в два больших государства – Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царство. После ожесточенного соперничества Верхний Египет одержал победу над Нижним, и вся страна впервые объединилась в одно государство. Произошло это в 3000 г. до РХ при фараоне Менесе. С этого события начинается многовековая исто­рия египетской государственности.

В основе современной научной периодизации истории Древнего Египта лежит периодизация, предложенная египетским жрецом Манефоном. Манефон разделил правителей Египта на тридцать династий, а его историю – на три периода: Древнее, Среднее и Новое царство. В современной науке эта периодизация используется в до­полненном виде.

Раннее царство (3000-2800 гг. до РХ, I и II манефоновские династии). Это пери­од, когда завершается объединение страны, создается единый административный аппарат и совершенствуется ирригационная система. Попытки Верхнего Египта вер­нуть самостоятельность решительно пресекаются фараонами Нижнего Египта. Сто­лицей государства является основанный Менесом г. Мемфис. 

Древнее царство (начало XXVIII - середина XXIII вв. до РХ, III –  VI манефо­новские династии). Единое египетское государство достигает значительного могу­щества. Складываются богатые царские, храмовые и вельможеские хозяйства. Еги­пет ведет успешные войны в Нубии, Ливии и на Синайском полуострове. Именно в период Древнего царства были построены знаменитые египетские пирамиды – усы­пальницы фараонов. Древнейшая из них – ступенчатая пирамида фараона Джосера (сооружена зодчим Имхотепом), самая большая – пирамида Хеопса (высотой в 146 м.), немногим ей уступает пирамида сына Хеопса Хефрена (высотой в 143 м.).

I Переходный период (ок. 2200 -- 2040 гг. до РХ, VII – X манефоновские дина­стии). Центральная власть слабеет, и Египет распадается на ряд номов. Утрата госу­дарственного единства сопровождается экономическим упадком: ухудшается функ­ционирование ирригационной системы, что приводит к неурожаям и голоду. Страна охвачена бунтами и грабежами. Яркая картина бедствий этого времени нарисована в «Речениях Ипувера» -- литературном произведении, содержащем призыв к восста­новлению единства Египта.

Среднее царство (2040 – 1750 гг. до РХ, XI – XII манефоновские династии). Единство страны восстанавливается, и государство вновь обретает мощь. Возрожда­ется широкое каменное строительство, централизованная экономика и активная внешняя политика. Египетские войска предпринимают походы на юг, за первый нильский порог, и на восток, в страну Ретену (возможно, расположенную в Сирии или в Палестине). Столицей государства являлся сначала г. Фивы, а затем располо­женный на границе Нижнего и Верхнего Египта г. Ит-Тауи.

II Переходный период (1750 – 1600 гг. до РХ, XIII – XVII манефоновские дина­стии). Центральная власть опять начинает слабеть, и Египет становится легкой до­бычей захватчиков – племенного союза кочевников-гиксосов. Гиксосы вторглись в Дельту с востока, прочно обосновались в ней, сделав своей столицей г. Аварис, и предпринимали отсюда набеги на южные районы страны.

Новое царство (XVI – XI вв. до РХ, XVIII – XX манефоновские династии). Борь­ба за освобождение страны от гиксосов, инициатором которой был Фиванский ном, заканчивается успехом. Восстанавливается единое государства. Своего расцвета оно достигает при фараоне Тутмосисе III. Благодаря его завоеваниям Египет превраща­ется в державу, владения которой простираются от IV нильского порога на юге до Сирии на севере. Это период наивысшего могущества Египта. Почти все время Но­вого царства продолжается борьба царской власти с номовой знатью и высшим жре­чеством. Одним из важнейших эпизодов этой борьбы была деятельность фараона Аменхотепа IV (1367 – 1350 гг. до РХ).

На шестом году своего правления он начал религиозную реформу. По всей стра­не вместо многобожия стал вводиться культ одного божества – бога солнечного дис­ка Атона. Почитание других божеств запрещалось, их имена стирались со стен хра­мов. Аменхотеп IV сменил свое имя (обозначавшее «Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), а столицу Египта перенес из Фив, являвшихся центром культа бога Амона, в построенный им город Ахетатон («горизонт Атона»), таким образом ослабив влиятельное столичное жречество. Однако преобразования Эхнатона не за­крепились. Уже через три года после его смерти, в правление Тутанхамона, произо­шла реставрация культа Амона и прочих богов, религиозная реформа Эхнато­на была отменена, столица перенесена обратно в Фивы.

Поздний Египет (712 – 525 гг. до РХ, XXV – XXVI манефоновские династии). Центральная власть слабеет, и государство вступает в полосу кризиса. В Египет вторгаются сначала эфиопы, затем ассирийцы и, наконец, персы, которые и завоевы­вают его в 525 г.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
212 Kb
Скачали:
0