Древний Египет. Древняя Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим: Методическое посо­бие по курсу «Всеобщая история», страница 5

Природа и географическое положение. История Древней Греции разворачива­лась на территории, которая включает в себя: 1) Балканскую Грецию (она делится на три части: Северную, Среднюю (Аттика) и Южную (п-ов Пелопоннес)); 2) острова Эгейского моря; 3) западное побережье Малой Азии.

В отличие от Египта и Месопотамии на этой территории нет больших рек, а зем­леделие возможно без искусственного орошения. Гористый рельеф местности пре­пятствует связям между отдельными областями, и часто морской путь в обход гораз­до более близок, чем короткий путь через горы. Жизнь греков была тесно свя­зана с морем. 

Крито-микенский период. Долгое время единственным источником о древней­шем периоде истории Греции были мифы и предания, сложенные самими древними греками (о Тесее и Минотавре, о Дедале и Икаре, о Троянской войне и др.). Поэти­ческий мир этих легенд сначала казался ученым не имеющим ничего общего с дей­ствительностью. Однако в XIX в. были сделаны археологические открытия, позво­лившие утверждать, что мифологические предания, хоть и в искаженной форме, но доносят до нас сведения о реально существовавших обществах и государствах.

Древнейшая цивилизация на территории Греции возникла на о-ве Крит. Англий­ский ученый Артур Эванс, начавший в 1900 г. вести здесь раскопки, обнаружил останки дворцовых центров, существовавших на протяжении III – II тысячелетий до РХ. Наиболее крупный из них был расположен в северной части острова, в Кноссе. Эванс раскопал в Кноссе дворец, высотой в несколько этажей. Он включал в себя целый комплекс помещений: тронный зал, святилища, жилые помещения для прави­теля и его семьи, жилые помещения для трудового люда, обслуживавшего дворец, склады и т.д. Во дворце существовали довольно совершенные системы канализации, водоснабжения и освещения. Подобные же (несколько меньшие) дворцовые комплексы были обнаружены на Крите еще в трех местах – в Фесте, Маллии и Като-Закро. Для учета и ведения хозяйственной документации жители этих дворцов поль­зовались особой системой письменности («линейное письмо А»), пока еще не расшифрованной. Экономика критского общество отличалась высокой степенью централизации и была похожа на экономику Египта периода Среднего царства или Месопотамии периода III династии Ура.

Вершины своего могущества Крит достиг в XVI – XV вв. до РХ, когда кносские цари подчинили своей власти весь остров. В это время он превратился в мощную державу, влияние которой распространилось по всему Эгейскому морю. На своих кораблях критяне добирались до Сирии и Египта на востоке, до Сицилии и Италии на западе. Под их политический контроль попали Кикладские острова, берега Пело­поннеса и Малой Азии.

Однако в конце XV в. до РХ политическому могуществу Крита внезапно пришел конец. Извержение вулкана на о-ве Фера (совр. Санторин), сопровождавшееся цуна­ми, землетрясением, а также дождем вулканического пепла и лавы разрушило крит­ские дворцы и навсегда подорвало экономику Крита, который стал легкой добычей завоевателей-ахейцев.

Ахейские племена появились в Балканской Греции еще на рубеже III – II тысяче­летий до РХ, вытеснив отсюда догреческое население. Ахейцы создали свои госу­дарства с центрами в городах Микены, Тиринф, Пилос, Фивы и др. Наиболее круп­ным из них были Микены, отсюда и другое название ахейской цивилизации – ми­кенская. В XV – XII вв. она вступила в пору своего расцвета.

Ахейское общество в это время по своей структуре напоминает критское. Как и на Крите, в ахейских городах археологами обнаружены большие дворцовые комплексы. О высоком уровне микенского общества свидетельствует наличие пись­менности («линейное письмо Б») и значительные богатства, обнаруженные при рас­копках в могилах ахейских царей.

Ахейские города обнесены циклопическими стенами. Это является признаком того, что отношения между ними были далеко не безоблачными и сопровождались вооруженными столкновениями. Соперничество и война сменялись заключением союзов для осуществления совместных походов. Наиболее известный из них – по­ход против Трои, города, расположенного на северо-западном берегу Малой Азии (ок. 1240 г. до РХ). Победоносно завершенная троянская война была последним до­стижением ахейской цивилизации. В конце XII в. до РХ на юг Балканского п-ова об­рушилась волна новых завоевателей – дорийцев, которые захватили ахейские госу­дарства. 

Темные века (XI-IX вв.до РХ).Дорийцы находились на гораздо белее низкой ступени общественного развития по сравнению с ахейцам, поэтому после дорийско­го завоевания все достижения крито-микенской цивилизации были забыты. Города превратились в руины, письменность исчезла, экономика пришла в упадок, сложная административно-бюрократическая система сменилась примитивным родоплемен­ным общественным устройством. По этой причине данный период в истории Гре­ции принято называть «темными веками». Второе его название  («гомеровский пе­риод») связано с тем, что именно в эту эпоху были созданы величайшие произведе­ния греческой словесности – поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых с древнейших времен приписывали Гомеру – слепому певцу-рапсоду[1].

Каждая из них посвящена одному из эпизодов легенд троянского цикла: «Илиа­да» рассказывает о событиях последнего года осады Трои, «Одиссея» – о приключе­ниях, которые пережил один из ахейских вождей, Одиссей, возвращаясь из троян­ского похода домой. Обе поэмы являются главным письменным источником по исто­рии Греции эпохи «темных веков». Смутные воспоминания о славном ахейском про­шлом переплетаются в них с описаниями реалий гомеровского времени.

Общество, которое вырисовывается из этих описаний, уже социально дифферен­цировано. В нем выделяется слой знати, противопоставленный простолюдинам. Хотя и знать, и простолюдины являются членами одной общины и вместе участвуют в народном собрании, но при обсуждении важнейших вопросов лишь знатный чело­век имеет право высказывать свое мнение, прочие же общинники только поддержи­вают предлагаемые решения. В среде знати выделяется ее верхушка – вожди-баси­леи, предводительствующие войском на войне, окруженные особым почетом, имею­щие право на лучшую долю добычи, дары и подношения. Знать отличалась от про­стых общинников не только благородством, но и богатством, однако при этом уро­вень жизни знати и простолюдинов различался незначительно. В поэмах Гомера ба­силеи и их родственники отнюдь не гнушаются грязной работы (пахота, стирка и т.п.), их быт показан исключительно простым и непритязательным. Следовательно, гомеровское общество находилось лишь в процессе классообразования и перехода от родоплеменного устройства к государственному.