Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века

Страницы работы

Содержание работы

­введение.

В 330 году император Константин I Великий перенёс столицу Римской империи на Восток, в небольшой город Византий, который был за несколько лет отстроен с небывалой быстротой и пышностью. Новая столица была пе­ре­именована в Константинополь. В результате Окончательного раздела им­пе­рии в 395 г. в Восточную её часть вошли Балканский полуостров, Малая Азия, Северная Месопотамия, часть Армении, Сирия, Палестина, Египет, Ки­ре­наика, отдельные районы Аравии, а также Кипр, Родос, Крит и другие ос­тро­ва Восточного Средиземноморья. Византии принадлежал ряд важных го­ро­дов-государств на Крымском полуострове и на Кавказе. В V в. в её состав вошли Иллирия и Далмация. «На этих территориях жили греки, даки, фра­кий­­цы и иллирийцы, армяне, грузины, эллинизированные малоазийские пле­ме­на, сирийцы, евреи, копты, романизированные этнические группы разного происхождения. Грекам принадлежало, однако, главенствующее положение и греческий язык был наиболее распространённым» [4, с.56]. Но племена и на­роды огромной империи сохраняли свой язык, обычаи, культуру. Значи­тель­но меньше элинизация коснулась восточных провинций империи.

Восточную Римскую империю в исторической науке принято называть Византийской, но надо сказать, что сами её жители называли империю Ро­мей­ской или Римской.

К VI в. положение Империи было довольно сложным. Много сил и средств отнимала борьба с внешними её врагами – готами, аварами, славя­на­ми, персами. Внутреннее спокойствие империи нарушали многочисленные восстания её жителей. Не смотря на то, что христианство было официальной религией Византийской империи, обязательной для всех её подданных, саму Церковь потрясали различные ереси и борьба с ними зачастую принимала по­литический характер, выходя за рамки церковной жизни.

Целью данной работы можно назвать рассмотрение двух хорошо извес­т­ных православному христианину трудов VΙ в. – «Луга духовного» Иоанна Мосха и поучений и посланий аввы Дорофея – не столько как назидательную в духовной жизни литературу, но, прежде всего, как исторические памятники периода раннего средневековья Византийской империи. По очень немногим сведениям, собранным в этих двух книгах, будет предпринята попытка осве­тить две основные стороны жизни восточных провинций империи, хотя и не­раз­рывно связанные между собой, – светскую и церковную.

Восточные провинции империи с их христианскими святынями и мно­жеством монастырей всегда представляли особую ценность для империи. Ка­ково же было их состояние в столь сложное для государства время, как VI, начало VII века?

Все рассматриваемые в работе вопросы будут разделены на две основ­ные темы, освещающие церковную и светскую жизнь империи. Значительное место в работе будет отведено вопросу о монастырской жизни того времени, развития монастырского хозяйства. Каковы были взаимоотношения мона­шес­­твующих и мирян и какое влияние оказывало монашество на общество? Как вообще монастыри были связаны с внешним миром?

«Трудность управления столь разнообразным племенным составом вос­точных провинций со стороны органов центрального правительства усу­губ­лялась тем обстоятельством, что громадное большинство населения Си­рии и Египта и некоторая часть восточной Малой Азии крепко держались ари­ан­ства с его последующими разветвлениями» [3, с.147]. Как же повлияли на внутреннюю жизнь восточных провинций еретические смуты?

Несомненно, на ход событий в Восточных провинциях влияли посто­ян­ные вторжения соседствующих с империей кочевых народов. Переросшие в крупные войны конфликты привели к разрушению некоторых значимых го­ро­дов и к ослаблению целых регионов.

Как, в итоге, изменилась жизнь империи в связи с тем, что войны на Востоке привели к утрате ею этих областей?

Краткая характеристика источников.

          Одним из рассматриваемых в работе письменных источников являются поучения и письма преподобного аввы Дорофея. О времени жизни святого, а, следовательно, и появления его поучений мы можем судить из косвенных сви­детельств, например, «схоластика Евагрия, который в своей церковной истории, писанной, как известно, около 590 года, упоминает о современнике и наставнике преп. Дорофея, великом старце Варсануфие, говоря, что «он ещё живёт, заключившись в хижине» [1, с.III]. Отсюда следует, что жил он в конце VI – начале VII века. О жизни аввы Дорофея нам известно только то, что донесли до нас его поучения. Раннюю молодость он провёл в изучении светских наук. «Он хорошо знал произведения языческих писателей, но не­сравненно более писания св. отцов и учителей Церкви… и многих знаме­ни­тых подвижников первых веков христианства» [1, с.VII]. Девять лет препо­доб­ный провёл в монастыре аввы Серида, имея послушание принимать стран­ников. После кончины игумена Серида и своего наставника, Иоанна Про­рока, когда общий их наставник Варсануфий великий затворился в своей келии, авва Дорофей ушёл из общежительного монастыря, став игуменом нам неизвестно какой обители. К этому времени и относятся дошедшие до нас двадцать одно его поучение и несколько посланий.

Основное место в них отведено вопросам духовной жизни, актуальным не только для монашествующих, но и для любого благочестивого Христи­а­ни­на. Но, помимо вопросов духовного совершенствования, больше всего сведе­ний из поучиений преп. Дорофея мы можем почерпнуть о монастырской жиз­ни того времени – об устройстве и управлении монастырей, о трудах, кото­ры­ми были заняты их обитатели, об их связи с внешним миром.

Автором второго рассматриваемого произведения конца VI, начала VII века – «Луга духовного» – вне всякого сомнения является блаженный Иоанн Мосх. Нам неизвестны год и место его рождения. Из его труда можно заклю­чить, что он отличался обширными познаниями: «высшие вопросы религии и философии, глубокие и духовные опыты – вот к чему лежала душа его,.. Стре­м­ле­ние к Богу и высшему нравственному совершенству руководило его научными занятиями» [2, с.XV]. Примерно с 568 по 579 годы блаж. Иоанн провёл в обители св. Илии на пустынном берегу Иордана. В годы правления императора Тиверия (578 - 582) Иоанн отправился в Египет на помощь Алек­сан­дрийскому патриарху Евлогию, предшественнику св. Иоанна Милостиво­го, в его борьбе со смутами, возбуждаемыми монофизитской ересью. К концу VI в. Иоанн возвращается в Палестину, где в обители св. Феодосия знако­мит­ся со своим учеником Софронием, будущим Иерусалимским патриархом. Они принимают решение посетить знаменитые обители Востока с целью по­знания вопросов духовной жизни во всех её проявлениях. Примерно за два де­сятилетия путники посетили прежде всего палестинские обители преп. Ге­ра­сима, «Башен», Каламонскую, св. Петра, Евнухов, Евфимия Великого, св. Саввы, мон. в окрестностях Мёртвого моря. Далее их путь лежал в Антиохию и Киликию. Около 607 г., во время патриаршества свт. Иоанна Милостивого они прибыли в Александрию, а затем посетили Нитрийскую пустыню и Фи­ва­иду. Из Египта блаж. Иоанн отправился уже с двенадцатью учениками на острова Кипр и Самос и около 619 г. они прибыли в Константинополь.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Рефераты
Размер файла:
126 Kb
Скачали:
0