Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века, страница 3

Города в восточных провинциях империи были более крупными и раз­витыми, чем в западных и не переживали упадка. Они являлись средоточием развития ремесла и торговли. В одном из своих повествований блаж. Иоанн упоминает о неком наезднике Филереме, побеждённом в состязаниях. «Зре­ли­ща цирка, – поясняет автор примечаний, – чрезвычайно были рас­про­стра­нены в Римской империи» [2, с.183]. После того, как христианское прави­тель­ство империи запретило гладиаторские бои, бег на колесницах оставался единственным зрелищем в цирке. Около возниц, одевавшихся в одежды че­ты­рёх цветов, постепенно образовывались партии, имеющие прекрасную ор­ганизацию и всегда соперничавшие с партиями других цветов. «Мало-помалу цирковые партии, называвшиеся в византийское время димами, превратились в партии политические, которые сделались выразительницами того или иного политического, или общественного, или религиозного настроения,.. которое иногда имело обязательную силу для правительства. Император иногда яв­лялся в цирк и давал толпе объяснения» [3, с 221]. Кроме того, разные димы представляли и разные классовые интересы. Но, с другой стороны, можно от­метить, что «ничто так не указывает на всеобщий упадок нравственности, осо­бенно в больших городах,.. как распространённость игр цирка и всеобщий интерес, ими возбуждаемый» [2, с.183].

В восточных провинциях по сравнению с западными гораздо меньшая роль отводилась рабскому труду. Однако, в одном из поучений аввы Дорофея мы видим, что ещё в VI в. использовался труд невольников: «…некогда было такое происшествие. В некоторый город прибыл корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева…» [1, с.88]. Широко использовался труд вольнонаёмных рабочих. Так, Иоанн Мосх говорит о старце, который «…на­нялся за подённую плату к одному земледельцу» [2, с.217] или о двух бра­ти­ях, которые «нанялись за плату работать при постройке» [2, с.149].

Первым императором, современнником описываемых в «Луге духов­ном» событий, был Юстиниан Великий (527 – 565). Его почти сороколетнее правление было очень сложным. Но он много сделал для своего государства. Достаточно сказать, что именно Юстинианом было собрано и классифици­ро­вано знаменитое римское право.

Юстиниан Великий вступил на престол, как наследник римских цеза­рей, как император римский и христианский, и, следовательно, считал своим священным долгом восстановить единую империю в границах I – II веков и насаждать правую веру среди неверных – еретиков и язычников. Этим объяс­ня­ется множество завоевательных и оборонительных войн, которые он про­во­дил. Надо сказать, что к тому времени империя понесла огромные террито­риальные потери в результате «великого переселения народов».

Одна из войн, о которой так говорит блаж. Иоанн Мосх: «Во время вой­ны в Африке с мавританцами мы потерпели поражение от варваров и подвер­г­лись преследованию, во время которого многие из наших были убиты» [2, с.26 – 27] была чрезвычайно трудной. Началась она в 533 – 534 гг. Возглав­ля­емым талантливым полководцем Велизарием войскам удалось одержать ряд блестящих побед и завоевать территории вандалов. Но когда большая часть войск была отозвана, вспыхнуло восстание берберов. Для восстановления им­праторской власти потребовалось ещё 14 лет. «говорят, что в царствование Юстиниана Африка потеряла до пяти миллионов жителей» [2, с.27], пишет ав­тор примечаний к «Лугу духовному». Эта война стала возможной благода­ря заключённому в 532 г. миру с персами, столкновения с которыми постоян­но происходили на восточных границах империи. В результате её «…боль­шая часть северной Африки, Корсика, Сардиния и Балеарские острова под­чи­нились Юстиниану» [3, с.199]. А после другой двадцатилетней ещё более опу­с­тошительной войны с остготами, в 554 году, Италия, Далмация и Си­ци­лия были воссоединены с империей. В сражениях с остготами была отвоё­ва­на часть Пиренейского полустрова. Территория империи удвоилась.

«Но несмотря на эти громадные успехи, разница между замыслами Юс­ти­ниана и действительными результатами была очень значительна: Западную Римскую империю в её целом ему возвратить не удалось. Вне его власти ос­та­лись западная часть северной Африки, Пиренейский полуостров, северные части остготского государства к северу от Альп,.. вся Галлия» [3, с.201]. Удер­жать порядок на столь огромной территории можно было только силой, а императорская власть далеко не во всех её частях была одинаково крепка. Бесконечные войны гибельно сказались на состоянии государства. “Благо­да­ря его общей внешней политике имперя должна была пережить тяжёлый вну­т­ренний хозяйственный кризис” [3, с.205].

“…Юстиниан не понимал значения восточной границы и восточных про­винций, где находился настоящий жизненный интерес Византии” [3, с. 205]. А между тем именно восточным провинциям постоянно угрожали пер­сы, несмотря на неоднократно заключаемый с ними мир. В результате персы в 611 г. предприняли завоевание Сирии, до основания разорив такие важные города Востока, как Антиохия и Дамаск. В апреле 614 г. персидские войска после двадцатидневной осады разграбили и практически уничтожили глав­ный город Палестины Иерусалим.

Академик П.Н.Кондаков говорит, что персидское завоевание Палести­ны “разорило земледелие, обезлюдило города, уничтожило или на время, или навсегда монастыри и лавры, прекратило торговлю. Этим нашествием осво­бо­ди­лись от прежних уз и страха грабительские племена арабов, и они приго­то­вились к сплочению в будущем и повсеместному нашествию” [3, с.269]. О нападениях арабов многократно упоминает в своих записках Иоанн Мосх, называя их сарацинами[1] (главы 21, 99).  В качестве примера можно привести историю, рассказанную самим сарацином, о том, как он простоял двое суток, так и не сумев причинить никакого вреда монаху (гл. 133). Однако, как за­ме­чает авва Дорофей, «…если кто достиг успокоения, то и сарацинское сердце Бог вразумит оказать ему милость» [1, с.224]. Но наиболее интересно упоми­на­ние о предводителе сарацин Намесе, производившем грабежи и разбои в царствование благочестивого императора Маврикия (582 - 602) (гл. 155).