Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века, страница 2

Последние два года своей жизни Иоанн Мосх (= 622 г.) с учениками про­вёл в Риме. Тут-то он привёл в порядок свои записи и посвятил и передал их своему другу и спутнику Софронию. Вот как говорит о своем труде учи­тель ученику: «Ты найдёшь в нём добродетели святых мужей, просиявших в наше время,.. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплёл для тебя венок и подношу его тебе, вернейшее чадо, а чрез тебя и всем… Добродетельной жизни и нравственному совершенствованию спо­соб­ствуют не только размышления о божественных предметах, правая вера и твёрдость в ней, но также и описание святой жизни других» [2, с.1 – 2].

Множество собранных в этих записках удивительных и поучительных ис­торий могут послужить для назидания всех, ревнующих о духовных под­ви­гах.

Если в поучениях аввы Дорофея мы находим какие-то сведения о жиз­ни по большей части общежительных монастырей, в которых и прошла вся его жизнь, то из записей путешественника по разным краям и обителям мы больше узанём и о других видах монашеского жития, о быте не только мона­шеском, но и некоторых других слоёв общества, о положении Церкви, разди­рае­мой изнутри еретиками. Мы можем так же заключить о бедственном по­ло­жении империи из-за множества проводимых ею войн и постоянных напа­де­ниях со стороны жителей приграничных земель, о которых упоминает ав­тор «Луга духовного».

Краткий историографический очерк.

Основным использованным в работе над докладом трудом является «Ис­тория Византийской империи , охватывающая период времени до Крес­то­вых походов (до 1081 г.) известного русского византииста и арабиста Алек­сан­дра Александровича Васильева (1867 – 1953 гг.), которая вышла недавно в серии «Византийская библиотека». Этой книге «свойственны два основных ка­чества – яркость, живописность, образность изложения,.. а также скрупу­лёз­нейшая научная точность… в характеристике исторических фактов, собы­тий и процессов» [3, с.4].

В работе была использована одна из многочисленных исследователь­ских работ французского историка и искусствоведа Шарля Диля (1859 - 1944) «Основные проблемы византийской истории», «Les grands problemes de l’his­toire byzantine», вышедшей в 1943 г. «В этой работе Диль поставил перед со­бой задачу подвести итоги многолетней исследовательской работы визан­ти­нистов всех стран по различным проблемам византийской истории… опреде­лить место, принадлежащее Византии в истории средних веков» [4, c.12]. Осо­бенно помогла эта книга в подведении выводов в изложенном материале.

          Неоценимую помощь в работе оказали вступительные статьи и ком­мен­тарии к «Лугу духовному» прот. М.И.Хитрова, которые позволили лучше сориентироваться в исторической обстановке того времени, понять, о каких личностях и исторических событиях идёт речь в той или иной главе.

          Для составления примечаний, поясняющих, какие народы имеются ввиду под тем или иным названием, был использован Энциклопедический словарь издания Брокгауза и Эфрона. Не смотря на то, что издан он уже более ста лет назад, огромное колличество информации, в нём содержа­щейся, не утратила своего значения и с наши дни.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В VI, ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ VII ВЕКА.

Реформы в системе государственного управления, характеризующиеся чётким разграничением гражданской и военной власти и строгой её центра­ли­зацией, были проведены императорами Диоклетианом и Константином в начале IV в. Они не были для Империи чем-то новым и совершенно неожи­дан­ным, но явились логическим завершением длительного исторического про­цесса.

При Диоклетиане все провинции стали подчиняться императору. Из 57 крупных провинций он сделал 96. Определённое число небольших новых со­седствующих провинций было сгруппировано в тридцать крупных диоцезов, возглавляемых гражданскими лицами. В теченнии IV векаа они были сгруп­пи­рованы в целях гражданского управления в четыре префектуры под руко­водством префекта претория. Губернаторы провинций исполняли лишь адми­нистративные и судебные функции. Однако в VI в. имп. Юстиниан счёл не­об­ходимым в некоторых восточных провинциях соединить функции граж­дан­ского и военного управления в целях сохранения порядка в руках одного лица.

В VI в. императорский дворец по-прежнему оставался центром полити­ческой и административной жизни Византийской империи. Многочисленный чиновнический аппарат, который перешёл в Византию, дожил до последних времён империи, хотя и с многочисленными изменениями как в самих долж­нос­тях и титулах, так и в их названиях. Утратил своё значение Сенат, лишён­ный права участвовать в законодательной деятельности. Но существовала  се­натская арес­тократия, разделённая на 18 разрядов, каждый из которых от­ве­чал опре­делённой должности. Эта знать занимала важное место в управ­ле­нии импе­рией, особенно при замещении шестидесяти высших должностей. Наиболее высокими были магистр, проконсул, патриций, протоспатарий и т.д.

В поучениях преп. Дорофея мы не находим никаких сведений о сис­те­ме государственного управления империи. Лишь один раз, проводя аналогию с духовной жизнью, авва говорит: «Ибо как в палатах царских находятся ве­ли­кие и славные чины, напр. сенаторы, патриции, военачальники, градо­на­чаль­ники, члены тайного совета, и все они весьма почётные сановники, так в тех же палатах есть и некоторые другие чины, служащие из малого жало­ва­ния; однако, и они называются слугами царскими и находятся внутри палат, хотя не пользуются славою оных великих (чинов),.. Случается же иногда, что и они, преуспевая, мало по малу получают великие и славные чины и саны» [1, с.216 – 217].

Возглавлял провинцию патриций или императорский наместник. Неко­то­рые провинции с более беспокойным местным населением, нуждались в бо­лее сильной власти. Так, в Египте в руки гражданского его правителя ав­гус­талия была передана и военная власть (августалий упоминается Иоанном Мосхом в 72 гл. его записок). Каждая провинция имела свои главные города, в которых, по всей видимости, сосредотачивалось всё их управление. Так, Мосх упоминает Аназарв, как главный город второй Киликии (гл. 51), Ски­фо­поль – второй главный город Палестины – Декаполя (гл. 50).