Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века, страница 6

С первых же времён существования христианской Церкви в ней стали возникать разного рода лжеучения и расколы. Поначалу это были некие при­ме­си к христианскому учению черт языческого либо иудейского мировоз­зре­ния. Но затем разного рода разветвления, получившие название ересей, стали возникать на почве собственно христианства.

Наиболее распространёнными на Востоке в рассматриваемое нами вре­мя, VI начало VII века, были ереси несторианства и монофизитства. Ересь Нес­тория, учившего, что Господь Иисус Христос был человеком, с которым Божество соединилось и обитало в Нём, как в храме, была осуждена III Все­ленским собором, созванным императором Феодосием II Младшим (408 – 450 гг.) в Ефесе ещё в 431 г. О брате, который придерживался несторианства, но пришёл к православному старцу за духовными наставлениями, повествует нам Иоанн Мосх (гл. 26).

Ревностным противником Нестория стал константинопольский архи­ман­дрит Евтихий, который уклонился в противоположную крайность и начал учить, что человечество в Иисусе Христе было полностью поглощено Божес­твом и, следовательно, в Нём должно признавать только божественное естес­тво (откуда и получила название ересь монофизитства). IV Вселенский Со­бор, созванный в Халкидоне в 451 г. императором Маркианом (450 – 457гг.) по инициативе папы Римского Льва Великого, осудил Евтихия и его едино­мыш­ленников.

Но монофизитские волнения в Церкви ещё долгое время не прекра­ща­лись. «В Сирии, в Палестине, – говорит автор примечаний к «Лугу духовно­му», – евтихиане производили бунты и возмущали народ. Мир пустынных обителей был нарушен. Дело ни раз доходило до кровопролития…» [2, с.4]. Иоанн Мосх упоминает об Архиепископах Антиохийском Флавиане и Иеру­са­лимском Илии, сосланных за приверженность истинне православной веры, утверждённой отцами Халкидонского Собора императором Анастасием (491 – 518гг.), не принявшим его вероопределений (гл. 35). Место патриарха Фла­виана на Антиохийской кафедре занял Север, внесший огромный вклад в фор­мирование монофизитского богословия. Даже после изгнания его с ка­фед­ры в 518 г., когда к власти пришёл православный император Юстин I Старший (518 – 528), Север ещё более двадцати лет проводил напряжённую деятельность не только в Антиохии, но и в Константинополе, сплачивая вок­руг себя партию единомышленников. О секте Севера акефала упоминается, например, в 48 и 49 главах «Духовного луга».

Одна из описанных в «Луге духовном» историй говорит о четырёх Все­ленских Соборах (гл. 78), вероятно, потому, что старец, о котором в ней идёт речь, жил раньше 553 года, когда в годы правления императора Юстиниана Великого был созван V Вселенский собор, окончательно осудивший все край­ности несторианства и монофизитства и разрешивший споры о «трёх глав­ах».

Но и после V Вселенского Собора не утихли монофизитские волнения. Ио­анн Мосх рассказывает об удивительном явлении епископу Феодору, син­келлу предстоятеля Александрийской Церкви Евлогия (590 – 607гг.), папы Льва Великого (гл. 148). При св. Евлогии различные евтихианские секты де­ла­ли попытки объединиться между собой и он был неутомимым, ревностным борцом с ними. Папа Лев, голос которого решительно звучал в Церкви Вос­точ­ной в защиту Православия, благодарил в этом видении папу Евлогия за его деятельность.

Можно отметить, что спутник Иоанна Мосха, св. патр. Софронмй, всту­пив в управление иерусалимской кафедрой ревностно боролся с монофе­литством, «но уже надвигалась грозная туча, которая и доселе омрачает Вос­ток: магометанство» [2, с.124].

Начиная с 520 года обители Палестины были возмущаемы спорами о некоторых мнениях Оригена, знаменитого александрийского учителя III в., именно, о предсуществовании душ, о переселении их после смерти, о вечнос­ти мучений и др. Оригенизм зародился среди иноков Новой лавры. Во главе оригенистов стоял инок Нонн, мистического образа мыслей, одарённый вос­торженным красноречием. Скоро оригенизм распространился и в другие оби­тели Палестины. Однако, среди иноков явились и ревностные противники оригенизма. Началась ожесточённая борьба, сопровождавшаяся взаимными укоризнами, побоищами и кровопролитием. Патриархи александрийский и антиохийский не в силах были сладить со смутами. Тогда император Юсти­ниан Великий написал письмо к константинопольскому патриарху Мине, в котором, порицая мнения Оригена, предлагал Патриарху собрать поместный Собор. После смерти патриарха Петра, на иерусалимскую кафедру возведён был Макарий «дерзостию иноков Новой лавры», которые держались ориге­низ­ма. Но император Юстиниан приказал низложить его и назначил по ука­за­нию настоятеля лавры св. Саввы Конона Евстохия, который был экономом александрийской церкви (544 – 563). Евстохий послал своими представите­ля­ми на Собор: настоятеля монастыря св. Феодосия и (трёх) епископов. На по­местном Соборе, под председательством патриарха Мины, мнения Оригена были осуждены и против них произнесено 15 анафем. Получив соборные по­с­тановления патриарх Евстохий в течении восьми месяцев тщетно уговари­вал оригенистов отказаться от своих заблуждений. Иноки Новой лавры не хотели слушать никаких вразумлений. Тогда патриарх послал против Новой лавры правителя Анастасия с отрядом войска. Лавра взята была приступом, иноки её были изгнаны из Палестины, а на их место были поселены право­слав­ные иноки из наиболее известных обителей Палестины. Именно об этом изгнании говорит Иоанн Мосх в четвёртой главе «Луга». В их числе, как от­ме­ча­ет прот. М.Хитров, был Кирилл Скифопольский, составивший впослед­ствии жизнеописания великих подвижников Палестины [2, с.11]. Евстохий, по проискам оригенистов, также был низложен в 563 году, и на его место вновь был возведён Макарий (563 – 574), который при вторичном своём из­бра­нии на патриаршество, осудил мнения Оригена.