Византийский Восток по памятникам монашеской литературы VII века, страница 4

И если ещё при жизни Мухамеда лишь отдельные отряды бедуинов пе­реходили византийскую границу, то уже при втором халифе Омаре  араба­ми были захвачены Сирия и Палестина. Можно отметить, что в 638 г., когда пат­риархом Иерусалимским был св. Софроний (634 - 644), спутник и соратник Ио­анна Мосха, Иерусалим был захвачен арабами. «Два года Иерусалим за­щи­щался. Когда все средства у осаждённых истощились, патриарх сам явил­ся в стан арабского предводителя и объявил, что город сдаётся не иначе, как на условиях, и притом самому халифу Омару» [2, с.124].

В нескольких главах «Луга духовного» его автор говорит о столкнове­ни­ях с варварами[2]. Наиболее интересен случай чудесного вразумления варва­ров, пожелавших убить подвизающегося в дупле дерева отшельника (гл. 70). Часто их нападения, оставляющие полностью разгромленные местности, за­ста­в­ля­ли иноков переходить на другие места жительства (гл. 55). О другом иноке повествуется, что он в течении тридцати пяти лет не выходил из скита, пока варвары, пришедшие в те места не разорили его убежище (гл. 152).

Однажды в записках Мосха упоминаются мазики[3], разорившие Ливий­ский Оазис, расположенный к западу от Фиваиды, многих обитателей кото­ро­го они умертвили или взяли в плен (гл. 112).

Можно предположить, что разбойные нападения осуществлялись не толь­ко соседствующими народами, но и местными жителями, жаждущими лёг­кой наживы. «Дорога из Иерусалима в Иерихон, – поясняет автор приме­чаний, – крутая и узкая, пробитая чрез обрывистое ущелье, была страшно уто­мительна. Она была очень опасна по причине разбоев” [2, с.30].

Длительная война против персов, затем нашествие арабов, а в конце VII в. болгар заставило императоров предпринять реформирование управл­е­ния. Гражданская и военная власть была сосредоточена в руках одного лица, стратига. Провинция получила наименование фема (от названия корпуса ар­мии, расположенного в определённом регионе).

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ИМПЕРИИ.

Уже с самых ранних времён существования христианства многие, пла­ме­неющие любовию к Богу отрекались от всех богатств и удовольствий мира и удалялись в пустынные места для того, чтобы иметь возможность со всей отдачей служить Господу. «Они поняли, что находясь в мире, не могут удоб­но совершать добродетели и намыслили себе особенный образ жизни, осо­бен­ный порядок провождения времени, особенный образ действования, – сло­вом, монашеское житие и начали убегать от мира и жить в пустынях, (под­визаясь) в постах, во бдениях, спали на голой земле и (терпели) другое злострадание, совершенно отрекаясь от отечества и сродников, имений и приобретений; одним словом, распяли себя миру» [1, с.31].

Но протопресвитер А.Шмеман в своём труде «Исторический путь пра­во­­славия» отмечает, что «в эпоху гонений сама принадлежность к христи­ан­ству уже «отделяла» человека от мира и его жизни. «Достаточно представить себе, – пишет историк монашества, – положение первых христианских об­щин внутри языческого мира, их полное отделение от общественной жизни,.. то ограниченное пространство, в котором протекала их внешняя жизнь, что­бы убедиться в «монашеском» характере раннего христианства, жившего вну­три мира, но в отделении от него» [6, с.146]. Возможно, поэтому, когда в годы правления имп. Константина Великого христианство стало государ­ствен­ной религией и восторжествовало внешнее благополучие и спокойствие Церкви, начавшийся среди её чад внутренний разлад заставлял ещё большее число христиан уединяться для совершенного служения Богу.

Первым христианским отшельником был преп. Павел, проживший бо­лее ста лет в Фиваидской пустыне. Но основоположником монашества счита­ется преп. Антоний Великий. Множеству собравшихся вокруг него учеников он не предписывал внешних правил, уделяя больше внимания глубокому вну­т­реннему благочестию. Начало же правильному общежитию, или жизни в киновиях (от греч. κοινοβιον, κοινος – общий и βιος - жизнь), положил св. Па­хо­мий, создавший первый, взятый за основу монашеского жития, устав. Поч­ти одновременно появились и женские обители.

Основателями ещё одного вида монашеского жития были Макарий и Аммон. В лаврах (само название которых происходит от греческого слова λαυρα – дорога, переулок) иноки подвизались в отдельных келиях, располо­жен­ных на определённом расстоянии одна от другой вокруг жилища аввы и лишь в первый и последний дни недели собирались вместе на богослужение. К совершенному уединению и безмолвию большинство приходило только после периода жизни в лавре.

Одно из поучений преп. аввы Дорофея обращено к келиотам, под име­нем которых разумеются монахи, живущие в отдельно построенных келиях, но не всегда в строгом отшельничестве (поуч. 16).

Из поучений преп. Дорофея мы многое можем узнать о жизни именно общежительных монастырей. Вот, например, что он говорит о самой внут­рен­ней основе жизни в них: “Чем кажутся вам общежития? Не суть ли они одно тело, и (все составляющие общежитие) члены друг друга. Правящие и наставляющие суть глава; наблюдающие и исправляющие – очи; пользу­ю­щие словом – уста; слушающие их – уши; делающие – руки, а ноги суть по­сы­лаемые и исполняющие служение” [1, с.94].

И киновии, и лавры возглавлялись аввой или игуменом. Святое Писа­ние, говорит в своих поучениях преп. авва Дорофей, «увещевает нас не пола­гаться на самих себя, не считать себя разумными, не верить тому, что можем сами управлять собою, ибо мы имеем нужду в помощи, нуждаемся в настав­ля­ющих нас по Бозе. Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием… Лист сначала всегда бывает зелен, цветущ и кра­сив, потом постепенно засыхает, падает и, наконец им пренебрегают и по­пирают его. Так и человек, никем не управляемый, сначала всегда имеет усер­дие к посту, ко бдению, к безмолвию, послушанию другим добрым (лю­дям); потом усердие это мало-помалу охладевает и он, не имея никого, кто бы наставлял его, поддерживал и воспламенял в нём это усердие, (подобно листу) нечувствительно изсыхает, падает и становится, наконец, под­власт­ным и рабом врагов, и они делают с ним, что хотят» [1, с. 76]. Прежде чем самому возглавить монастырь, авва Дорофей много лет провёл в общежитии, «и открывал все свои помыслы старцу авве Иоанну…» [1, с. 81]. Но в то же время, огромная ответственность возлагается на игумена монастыря. Преп. Дорофей говорит: «если ты настоятель братии, пекись о них с сокрушенным сердцем…” [1, с.193].