Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 7

Стратегический анализ:

§  Внешняя среда

o  Возможности

o  Угрозы внешнего окружения

§  Внутренняя среда

o  Силы

o  Слабости компании

Стратегия – комплексный план, описывающий миссию и способы достижения целей.

Миссия и цели компании

Миссия -  ответственное задание или роль.

Миссия – маркетинговый инструмент коммуникации компании со всеми заинтересованными группами, который отражает предназначение бизнеса, его философию

Миссия фокусирует внимание на потребителя, определяется в терминах потребительских интересов. Миссия должна быть яркой, каноничной. Круг удовлетворения потребностей, характеристика продукции и ее конкурентных преимуществ. В миссии также должны быть отражены перспективы роста бизнеса. Миссия помогает определить, чем в действительности занимается компания, каковы е сущность, масштабы, перспективы и направление роста, отличия от конкурентов.

Желательная структура компонентов миссии:

- основные ценности, принципы компании

- отношение к работе

- приоритеты роста, ориентиры на преспективу

Формулировка миссии важна с точки зрения внутренней среды предприятия и внешней среды.

С точки зрения внутренней среды – дает ориентиры менеджерам, облегчает коммуникации, помогает руководить.

С точки зрения внешней среды – лучшее понимание фирмы ее поставщиками, кредиторами, акционерами.

Общие цели – широкие по масштабу и времени цели, которые часто не имеют четко выраженных количественных характеристик.

Рекомендуется общие цели формулировать для 8 функциональных сфер:

·  Положение на рынке ® стать лидером, увеличение доли рынка.

·  Инновации ® организация производства новых продуктов, освоение новых рынков.

·  Производительность ® цели по ресурсосбережению, увеличение производительности труда.

·  Ресурсы ® относительное сокращение или расширение ресурсной базы.

·  Прибыльность ® количественное увеличение прибыли, рентабельности.

·  Управленческий аспект ® постановка эффективной системы менеджмента.

·  Персонал ® сохранение рабочих мест, улучшение условий труда, уровня зарплаты.

·  Социальная ответственность ® фирмы должны ориентироваться не только на увеличение прибыли, но и учитывать общественные ценности – благоприятный имидж фирмы, забота об окружающей среде.

Предприятие – это обычно многоцелевая организация, поэтому возникает проблема определения приоритетных целей. Необходимо также учитывать, что цели должны удовлетворять определенным критериям.

Критерии качества целей:

ü  Цели должны быть конкретными и измеримыми – создается база для принятия управленческих решений.

ü  Конкретный горизонт планирования. По длительности планирования горизонты делятся на следующие:

-  Долгосрочные (~5 лет и более)

-  Среднесрочные (1-5 лет)

-  Краткосрочные ( менее 1 года)

Чем меньше горизонт планирования, тем конкретнее должна быть цель

ü  Достижимость (нереалистичность снижает мотивацию работников)

ü  Гибкость (должны иметь пространство для корректировки)

ü  Сопоставимые и взаимоподдерживающие (непротиворечивые)

              Конкретные задачи – установление нескольких конкретных показателей по различным сферам деятельности.

Анализ внешней среды

              Внешнее окружение – переменные, находящиеся вне сферы контроля высшего руководства.

              Возможность – положительные тенденции или явления внешней сферы, которые могут привести к увеличению объема продаж и прибыли.

              Угрозы – явления, которые при отсутствии адекватной реакции предприятия могут привести к снижению объема продаж.

              Микроокружение – группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным влиянием организации (акционеры, правительство, поставщики, покупатели).

              Макроокружение включает более общие силы, которые могут влиять на долгосрочные решения (экономические, социокультурные, политико-правовые, технологические).

Макроэкономическое окружение

Акционеры Подпись: Экономические (E)
Потребители
Поставщики
Подпись: Внутренняя среда фирмы
Профсоюзы
Гос.учреждения,Конкуренты
Кредиторы
Контактные аудитории



Микроэкономическое окружение

Подпись: Социокультурные (S) Подпись: Технологические (Т)
 


              PEST анализ – анализ внешней среды (оценить влияние факторов макроокружения). Внешние факторы важны для целей стратегического управления.

Ø  Экономические (общие тенденции ВНП, процентная ставка, количество денег в обращении, темп инфляции, уровень безработицы, цена на энергоресурсы).

Ø  Технологические (основные направления исследований в области технологий, новых продуктов, состояния патентно-лицензионного рынка, федеральные программы, затрат на НИОКР). Инновации в сфере высоких технологий влияют практически на всех, возможность может перейти в угрозу, если фирма не фоспримет,а конкуренты воспримут.

Ø  Политико-правовые (антимонопольное законодательство, законы по охране природной среды, налоговое законодательство, нормативы регулирующие международную торговлю, законы о найме, степень обязательности исполнения законов, сила оппозиционных партий, группы лоббирования, отрасли, поддерживаемые правительством, обстановка в стране).

Ø  Социокультурные (больше всего влияют на спрос – изменение стиля жизни, отношение к профессиям, демографические – темп роста, возрастной состав; религиозные особенности населения, мобильность людей).

Заинтересованные группы

 


Стратегия управлении должна иметь ввиду не тольго ЗГ но и их цели и их критические оценки деятельности компании. Каждая группа микросреды имеет свои критерии оценки деятельности организации, а следовательно могут оказать давление на организацию:

Акционеры ® стоимость ценных бумаг и дивиденды, капитализация, влияние на управление, контроль

Поставщики – стабильность и объем заказов, платежеспособность и дисциплина.