Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 10

Качества: репутация в глазах потребителей; является ли лидером рынка.

Чем лучше положение, тем меньше оснований для пересмотра стратегии.

2) Каковы ключевые компетенцииспецифические значения, умения и технологии, которыми обладает компания, позволяющие ей добиваться стратегического преимущества на рынке. Чтобы эффективнее развиваться, надо постоянно развивать ключевые компетенции и обновлять продукт. (Sony – малый формат; FedEx – логистика)

Типы корневых компетенций:

·  Маркетинговые

·  Операционные

·  Инновационные

3) Сильные и слабые стороны. 

Внешние факторы:

1.  Возможности

§  Выход на новые рынки или сегменты

§  Ускорение роста рынка

§  Возможность перейти в другую стратегическую группу

§  Поддержка правительства

2.  Угрозы

§  Новые конкуренты

§  Рост продаж замещающего продукта

§  Замедление роста рынка

§  Усиление конкуренции

§  Изменение вкусов покупателей

Внутренние факторы:

3.  Силы

§  Финансовые ресурсы

§  Высокая квалификация персонала

§  Хорошая репутация у покупателей

§  Лидерство на рынке

§  Технологии

§  Низкие издержки

4.  Слабости

§  Отсутствие стратегического развития

§  Устаревшее оборудование

§  Отставание в исследованиях и разработках

§  Слабое представление о рынке

§  Маркетинг

Если в компании сильная корпоративная культура, она может как способствовать, так и препятствовать орг изменениям.

Обследование маркетинговых и организационных структур:

              Организационные структуры:

·  Тип организационной структуры

·  Количество уровней управления

·  Степень централизованности принятия решений и уровня контроля

·  Распределение полномочий и ответственности

·  Эффективность взаимодействия подразделений

Маркетинг:

·  Насколько рентабельны продукты и услуги

·  Можно ли считать долю рынка удовлетворительной

·  В какой мере удалось наладить контакт с клиентами

·  Каким образом сбор информации о рынке

·  Кто занимается маркетинговым планированием

4) Являются ли цена и издержки компании конкурентоспособными: разница в издержках может формироваться на разных стадиях. Если товары разные, то разница в издержках оправдана.

Инструменты сравнительного анализа издержек.

Цепочка ценностей Портера. Основная деятельность и вспомогательная деятельность.


Каждый элемент может как

создавать, так и разрушать

ценность.

(1) разделить издержки по

видам деятельности

(2) попытаться оценить издержки по видам деятельности у крупнейшего конкурента.

Формирование стратегии

Рекомендуется провести комплексную оценку фирмы. В общем виде процесс принятия стратегических решений можно представить следующим образом:

§  Обследование внешней среды и выявление внешних стратегических факторов

§  Внутреннее обследование

§  Комплексный анализ ситуации, в которой находится компания или SWOT-анализ

§  Корректировка текущих целей предприятия (и возможно миссии)

§  Генерация и оценка стратегических альтернатив

§  Выбор лучшей стратегии

§  Реализация стратегии

SWOT  - анализ

Метод, основанный на результатах обобщенных стратегических факторах (SWOT-анализ). Основная идея: комплексное рассмотрение внешних и внутренних факторов и генерация на их основе стратегических альтернатив.

. Средство обобщения факторов – SWOT-матрица:

 


§  SO стратегии показывают, как нужно мобилизовать внутренние силы, чтобы использовать возможности внешнего окружения.

§  ST стратегии показывают, как использовать внутренние силы, чтобы избежать угроз.

§  WO стратегии показывают, как использовать возможности внешнего окружения при преодолении внутренних слабостей.

§  WT стратегии показывают, как минимизировать угрозы внешнего окружения и преодолеть слабости.

Систематизировать стратегии поведения на зрелом рынке можно с помощью матрицы Ансоффа:

 


Ø  Глубокое проникновение: продажа текущего продукта, текущим потребителям

·  Совершенствование самых различных сторон деятельности предприятия

·  Улучшение маркетинга имеющегося товара на традиционном рынке:

–  Стратегия расширения и использования

–  Поощрение разовых покупок в большом объеме.

Ø  Стратегия товарной экспансии – добавление новых свойств продукта либо расширение продуктового ассортимента в рамках отрасли.

Ø  Стратегия рыночной экспансии – географическое расширение либо стратегия более углубленного проникновения. Со старым продуктом на новый рынок.

Выбор стратегических альтернатив

1)  приведет ли стратегия к выполнению миссии и достижению основных целей компании

2)  насколько предполагаемая стратегия соотноситься со стратегическими факторами, выделенными на SWTO анализе

3)  каков риск данной стратегической альтернативы

4)  каково ее реальное воздействие на политику компании

5)  являются ли функциональная стратегия и альтернативная стратегия взаимосвязанными

Конкурентная стратегия фирмы

              Деловая стратегия решает вопрос как конкурировать.

Конкурентная стратегия компании – подходы к бизнесу и инициативы, которые компания использует для ведения конкурентной борьбы, привлечения клиентов и укрепления своих позиций на рынке.

              Конкурентное преимущество – положение фирмы на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей. Конкурентное преимущество обеспечивается путем предоставления потребителям большего количества благ или за счет реализации более дешевой или более качественной продукции, либо вместе с набором благ.

              В основе конкурентного преимущества лежат:

§  Уникальные активы предприятия

§  «Ноу-Хау»

§  Эффективный менеджмент

§  Особая компетенция в сферах бизнеса/деятельности