Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 15

Вопросы, на которые необходимо обратить внимание при финансовом анализе:

¨  Оптимальное сочетание собственных и заемных средств (финансовый рычаг)

¨  Какова стоимость капитала компании по сравнению со среднеотраслевой его конкурентов

¨  Вопросы дивидендной политики.

Степень информационного обеспечения тоже очень важна. Внутреннее обследование сводится к анализу структуры, культуры и ресурсов. Организационная структура может быть как фактором силы, так и фактором слабости, следовательно необходимо анализировать соответствие организационной структуры текущей и предполагаемой стратегии предприятия. Здесь нужно ответить на вопросы:

·  Состав и функции подразделений

·  Распределение полномочий и ответственности

·  Эффективность взаимодействия различных подразделений организации.

Культура организации – это набор ценностей и ожиданий, разделяемых ее членами и передаваемая от одного поколения к другому. Она определяет правила и нормы поведения.

Факторы, входящие в понятие корпоративной культуры:

§  Стиль работы с клиентами

§  Отношение к своим собственным сотрудникам

§  Отношения между сотрудниками.

Западные фирмы проводят финансовый анализ два раза в год. И для этого привлекают консультантов. На наших предприятиях прибегают к внешнему консультированию в крайних случаях.

При определении сильных и слабых сторон предприятия нужно иметь эталон/прототип.

 


Внешние факторы:

5.  Возможности

§  Выход на новые рынки или сегменты

§  Ускорение роста рынка

§  Возможность перейти в другую стратегическую группу

§  Поддержка правительства

6.  Угрозы

§  Новые конкуренты

§  Рост продаж замещающего продукта

§  Замедление роста рынка

§  Усиление конкуренции

§  Изменение вкусов покупателей

Внутренние факторы:

7.  Силы

§  Финансовые ресурсы

§  Высокая квалификация персонала

§  Хорошая репутация у покупателей

§  Лидерство на рынке

§  Технологии

8.  Слабости

§  Отсутствие стратегического развития

§  Устаревшее оборудование

§  Отставание в исследованиях и разработках

§  Слабое представление о рынке

§  Маркетинг

Ситуационный анализ и стратегия фирмы

            Рекомендуется провести комплексную оценку фирмы. В общем виде процесс принятия стратегических решений можно представить следующим образом:

§  Обследование внешней среды и выявление внешних стратегических факторов

§  Внутреннее обследование

§  Комплексный анализ ситуации, в которой находится компания или SWOT-анализ

§  Корректировка текущих целей предприятия (и возможно миссии)

§  Генерация и оценка стратегических альтернатив

§  Выбор лучшей стратегии

§  Реализация стратегии

Рассмотрим два наиболее популярных метода:

v  Метод, основанный на результатах обобщенных стратегических факторах (SWOT-анализ)

v  Метод портфельного анализа.

SWOT-анализ

              SWOT-анализ – комплексное рассмотрение внутренней и внешней среды фирмы и нахождение соответствие между внешними и внутренними стратегическими факторами. Средство обобщения факторов – SWOT-матрица:

 


§  SO стратегии показывают, как нужно мобилизовать внутренние силы, чтобы использовать возможности внешнего окружения.

§  ST стратегии показывают, как использовать внутренние силы, чтобы избежать угроз.

§  WO стратегии показывают, как использовать возможности внешнего окружения при преодолении внутренних слабостей.

§  WT стратегии показывают, как минимизировать угрозы внешнего окружения и преодолеть слабости.

Портфельный анализ

              Портфель – совокупность единиц бизнеса (при дивизиональной структуре)

                                  – продуктовый ассортимент (при функциональной организации компании)

              Портфельный анализ – оценка составляющих корпоративного портфеля в терминах привлекательности рынков и конкурентоспособности компании на каждом из этих рынков.

              Портфель должен быть сбалансирован – правильное соотношение подразделений испытывающих нехватку капитала для развития и хозяйственных подразделений, имеющих избыток в капитале.

                   Все методы портфельного анализа основаны на двумерных матрицах. По одной оси фиксируется внутренний фактор, а по другой – внешний (характеристика рынка) – общие для всех матриц.

Матрица рост/доля (BCG-матрица).

Данный метод концентрируется на позитивных и негативных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес единицами и продуктами. В качестве внутренней переменной выбирается относительная доля рынка (ОДР), а в качестве внешней – темп роста рынка (ТРР).

Предположение метода: высокая доля рынка рассматривается в данной модели как индикатор бизнеса, который генерирует высокие доходы, то есть позитивный денежный поток.

              ОДР = Доля рынка бизнес единицы /Относительная доля рынка

На основании сделанного предположения можно сказать, что ОДР показывает ожидаемый денежный поток.

              ТРР – оценивается на основании жизненного цикла отрасли и показывает необходимость входных финансовых потоков.

Подпись: Описание к диаграмме
Каждая бизнес единица предприятия позиционируется на матрицу и изображается в виде круга, диаметр которого отражает относительную значимость данной бизнес единицы для компании (например, в терминах используемых активов)
 


              Новые продукты появляются в быстро растущих отраслях, и имеют статус проблемы – высокий темп роста рынка сталкивается с незначительной относительной долей рынка, то есть единица имеет высокий потенциал для достижения успеха, но центр должен оказывать поддержку для достижения успеха.

              Звезды – рыночные лидеры на пике своего жизненного цикла, они сами приносят достаточно средств, чтобы поддержать высокую долю достаточно быстро растущего рынка. Результирующий денежный поток у них достаточно низок, так как все свои средства они вкладывают в свое развитие. Когда темпы роста рынка замедляются, звезды переходят в дойные коровы.