Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 8

Общественность – соц отв-ть, забота о среде, раб места.

Наиболее важными для компании являются владельцы крупных пакетов акций и потребители.

Анализ ЗГ включает:

1)  Идентификация и систематизация лиц

2)  Идентификация их интересов

3)  Сбор данных о них

4)  Использования данных в управлении

Формы партнерства:

·  Совместное ведение бизнеса с поставщиками

·  Сотрудничество с конкурентами

·  Объединение для лоббирования ценовых интересов

·  Тесное сотрудничество с покупателями

Пассивное партнерство -  учет и приспособление к интересам различных групп

Активное партнерство – формирование взаимозависимости и развитие общих целей

Проблема агентов

Возникает, когда управление отделяется от собственности. Появляется наемный менеджер, который является посредником между собственниками и компанией. Менеджер имеет влияние, высший м-р начинает ее использовать больше в своих интересах, чем в интересах акционеров – высокая з/п, выплаты, соц пакет. Если акционеры раздроблены, то они не могут влиять. Интересы акционеров более долгосрочны, менеджер модет пренебречь глобальными интересами ради краткосрочных целей.

              Важная составляющая анализа внешней среды – выявление слабых сигналов, признаки приближения скрытых угроз.

Новые вызовы внешней среды:

  • Расширение ассортимента
  • Технологическая интеграция
  • Размывание границ м/у отраслями и соединение отраслей
  • Стратегическая интеграция компаний, создание альянсов
  • Глобализация – объективный процесс характерный для современной экономики
    • Рост траннациональных потоков Т и У
    • Ориентация на мировой рынок
    • Территориальная и институциональная интеграция рынков, развитие глобальной конкуренции.
    • Возникновение глобальных проблем

Глава  3. Анализ деятельности предприятия

Отраслевой анализ.

Фактически это входит в анализ внешней среды.

Отрасль -  совокупность компаний производящих и распределяющих аналогичные Т и У, которые конкурируют на одном потребительском рынке.

              Задачи: выделение границ отрасли, анализа.

Цель: Определение тенденций развития отрасли и отдельных рынков, на которые ориентирована деятельность компании определение привлекательности отрасли, а так же отдельных товарных рынков внутри отрасли.

Аспекты анализа

- Основные хар-ки отрасли

- анализ отраслевой конкуренции

- стратегии конкурентов

- ключевые факторы успеха

- отраслевые тенденции

Основные направления отраслевого анализа:

1.  Реальный и потенциальный размер отраслевого рынка – необходим для определения своей доли рынка; доли рынка конкурентов. Сложный вопрос (в географических терминах и терминах продукта)

2.  Отраслевые тенденции (различаются растущие, зрелые и отрасли переживающие спад). В процессе отраслевого анализа необходимо определить темпы роста отдельных товарных рынков. Важно оценить переломные моменты (изменение темпа роста рынка).

3.  Интенсивность конкуренции

Майкл Портер выделил 5 факторов конкуренции:

 


·  Конкуренты отрасли:

-  составом конкурентности (может быть многочисленной, одинаковой по численности; чем больше, тем ^)

-  темпом роста в отрасли (по мере замедления темпа роста конкурентность возрастает)

переходными затратами (единовременными затратами, которые терпит покупатель при переходе с продукции одного поставщика на продукцию другого; низкие затраты – усиление ценовой конк-ии)

-  выходные барьеры (факторы, которые препятствуют фирме выйти из отрасли, усиливаю конкуренцию)

·  Угроза новых конкурентов. Рост числа конкурентов ведет к усилению конкуренции. Появление новых конкурентов возможно при отсутствии входных барьеров:

-  экономия на масштабе (побуждает входить либо с большими объемами продаж, либо с маленькими объемами, но при значительных издержках)

-  приверженность к товарной марке (несут большие затраты на рекламу, чтобы потребитель принял их товар)

-  переходные затраты (высокие переходные затраты препятствуют вхождению)

-  каналы распределения (необходимо принимать существенную систему скидок, чтобы канал заработал)

-  политика правительства (лицензирование предприятий)

-  патенты и ноу-хау

·  Товары заменители (рост цены на товары вызывает рост спроса на товары заменители)

·  Покупатели стараются приобрести товары более высокого качества по низким ценам. Покупатели сильно влияют на конкурентность:

Условие силы покупателей:

-  Покупают большую долю продаж отрасли

-  имеют возможность интегрироваться между собой

-  есть альтернативные поставщики

-  низкие переходные затраты

-  наличие обширной инф-ии о продукте

  • Поставщики стараются поставить худшее сырье по высоким ценам. Поставщики также влияют на конкурентность:

-  концентрация в отрасли поставщиков выше, чем в покупающей сфере

-  продукция уникальна

-  высокие переходные затраты

-  отрасль не является основным клиентом поставщика

Проблема: если конкурентов много, то за ними трудно наблюдать. Майкл Портер облегчил решение этой проблемы моделью: «Стратегические группы конкурентов» – сегментация конкурентов (а не потребителей). Выделение групп, которые сильнее всего мешают фирме.

Стратегические группы конкурентов – множество соперничающих фирм с одинаковым стилем конкурентной активности и одинаковыми позициями на рынке.

Карта стратегических групп рынка облегчает деление конкурентов.

Подпись: Карта стратегической группы рынка
1.	Выбираем две весомые характеристики, например цена и полезность
2.	Классифицируем компании
3.	Объединяем в стратегические группы
4.	Изображаем на карте в виде круга, диаметр которого пропорционален объему данной группы в совокупном объеме продаж.
 


Пример: Бытовая техника

1.  Полный набор бытовой техники – широкий ассортимент, сильная реклама, средние цены

2.  Имидж качества – узкий ассортимент, высокие цены

3.  Продукция реализуется через розничную сеть

Выводы из анализа карты стратег. групп:

§  Фирмы внутри одной стратегической группы ведут жесткую конкурентную борьбу

§  Позволяет выделить сегменты рынка, на захват которых могут быть нацелены конкуренты.