Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 4

Проблема – несоответствие состояния объекта управления цели, поставленной субъектом управления (разрыв между существующим и желаемым); противоречие в организации, требующее управленческого решения.

Классификация управленческих решений:

§  По временному горизонту:

–  Перспективные

–  Текущие

§  По степени обязательности выполнения:

–  Директивные

–  Рекомендательные

§  С точки зрения их предопределенности:

–  Запрограммированные (логика развития ситуации)

–  Незапрограммированные (принимаются в нестандартных ситуациях, для решения неструктурированных проблем).

§  По способу принятия управленческих решений:

–  Интуитивное решение (принимаем без логического анализа – на основании интуиции; недостаток – большой субъективизм, большой риск)

–  Решение, основанное на суждении – адаптивное (основан на собственном негативном и позитивном опыте, знаниях субъекта, который принимает решение)

–  Рациональное решение (на основе объективного анализа – должен проводиться  в определенной последовательности:

-  Принятие/признание и формулировка проблемы

-  Выработка решений – разработка и оценка – выбор альтернатив

-  Реализация, выполнение решения.

Структурные проблемы – проблемы, которые можно легко разделить на элементы и они могут быть выражены количественно (рутинные).

Неструктурные проблемы – кризисы и упущенные возможности.

                                Высшее звено

 


Неструктурные               Незапрограммированное

     проблемы                                    звено

  Структурные                   Запрограммированное

     проблемы                                    звено

                               Нижнее звено

Подходы к принятию решений: 1) нормативный – широкое применение мат методов 2) дискрептивный – использование широкого спектра качеств, методов ориентированных на понимание того, кА люди себя ведут.

Коммуникация – обмен информацией между различными субъектами, отдельными личностями, уровнями управления, подразделениями, организацией и внешней средой.

Межличностная коммуникация – это коммуникация между отдельными личностями. Она может быть:

§  В вербальной форме

§  В невербальной форме (информация без использования слов, как системы кодирования: тембр голоса, выражение лица)

Коммуникация состоит из трех этапов:

§  Отправление информации

§  Получение информации

§  Обратная связь

Отправление информации –  формулировка смысла сообщения и кодирования (выбор системы носителей информации и организация их в определенной форме ).

Передача информации – послание сообщения в передаточный канал.

Получение информации – раскодирование послания, его восприятие, интерпретация и оценка. Возможные искажения могут быть связаны с наличием шума в переводящем канале. Источники шума могут быть искажение информации при движении по уровням управления.

Обратная связь – ответ получателя на послание. Она дает возможность узнать отправителю дошла ли информация, и в каком значении. Она очень важна для руководителя.

Эффективнее коммуникации – близость смысла посланного сообщения смыслу принятого.

Неэффективность возникает из-за:

o  Неправильно построено сообщение, ошибка в послании,

o  Неправильное понимание, наличие стереотипов, плохие отношения м/у людьми

o  Шум, помехи в каналах связи

Организационные структуры управления фирмой

По взаимодействию со внешней средой:

1)  Механистический подход

2)  Органический подход

Механистический поход:

- использование формальных правил

- центр. Принятие решений

- жесткая вертикаль власти

- узкоопределенная ответственность

Когда используется рутинная тех-я и медленно меняется внешняя среда.

Органический подход:

- умеренное исп-е правил

- децентрализация

- гибкость в структуре влясти

- меньшее кол-во уровней упр-я

широкое опр-е ответственности

По взаимодействию подразделений:

1)  Линейно-функциональная структура

2)  Дивизиональная

3)  Матричная

4)  Сетевая

Линейно-функциональная структура: процесс деления организации на элементы, каждый их которых имеет четкие функции. + четкая система полномочий; - выполнение функций дробиться между разными подразделениями. Эффективно, когда небольшая номенклатура продукции и стабильная внешняя среда.

Дивизиональная -  1920 Ford, GM. Центральные органы управления отделены от производственных подразделений, которые получили достаточно большую долю самостоятельности. Бизнес единица -  самостоятельное производственно коммерческое подразделение, объединяющее все виды деятельности по производству и реализации к-либо вида продукции или по деятельности на каком-л виде рынка.

Типы дивизион структур

o  Продуктовая – при большой номенклатуре продукции. Каждому продукту свой руководитель.

o  Ориентированная на потребителя  - ориентация на важные группы потребителей

o  Региональная – облегчает проблемы, связанные с месополодением

Матричная структура – временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. В одну проектную группу объединяются работники разных профессий.  + возможность эффективной координации, планирования и контроля, высокий уровень гибкости в исп-ии ресурсов. – нарушение принципа единоначалия, сложность разделения полномочий.

Сетевые организации – предпосылки

o  Развитие глобальных сетей (инет)

o  Развитие рынков Эл-ой коммерции

o  Долгосрочные контракты заменяют необходимость сосредоточить все ф-ии внутри компании

Аутсорсинг -  передача части ф-ий бизнеса на контрактной основе сторонним подрядчикам.

Типы сетевых структур:

1)  Стабильная  - фирма – ядро, объединение с ограниченным числом партнеров

2)  Сетевые оболоченные фирмы – управляющая компания не владеет ср-ми производства, а лишь координирует работу сторонних подрядчиков