Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 6

Отличие пункта (2) от (3) заключается в различном понимании менеджером роли внешних факторов:

(2)

(3)

Внешняя среда предсказуема

Внешняя среда быстро изменяется, предвидеть изменения сложно, необходимо применять специальные методы

Результаты постоянно улучшаются

Нет никакого предположения

Таким образом, основной целью стратегического планирования является улучшение реакции на рынок и конкурентов.

Стратегическое планирование – комплексный документ, объединяющий в единое целое видение перспектив, четко сформулированные цели и план действий.

4.  В течении года стали происходить различные события, предвидеть которые было невозможно => стратегический план без коррекций во времени потерял смысл. В 90 г. переход к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется не только как комплекс стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятий на изменения внешней конъектуры.

Стратегическое планирование вырабатывается на определенный горизонт времени (в химической промышленности 5-7 лет, компьютеры – до 2-х лет и т.д.) и каждый год пересматривается.

Стратегический менеджмент можно представить в виде двух взаимосвязанных систем:

§  Анализ и выбор стратегии

§  Управление в реальном масштабе времени

Стратегический менеджмент -  комплекс стратегических управленческих решений, дополненный набором конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменения внешней коньюктуры.

Стратегический управляющий – люди, вовлеченные в стратегический процесс.

Сущность стратегического менеджмента сводится к решению 3 вопросов:

§  Где организация находится сейчас?

§  Где хотела бы находится через 5-10 лет?

§  Как достигнуть желаемого состояния?

Функции подразделений стретег планирования

§  Создание и контроль за соблюдением регламента стратегического развития

§  Корд-ие деятельности по формированию, пересмотру стратег планов

§  Информационное обеспечение стратегической работы

§  Документирование

Стратегическая единица бизнеса, корпоративный портфель

По мере усложнения деятельности компании происходит изменение функций бизнес единиц, на них перекладывают часть стратегической работы.

              Стратегическая единица бизнеса – внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Эта концепция оказала существенное влияние на управление компанией.

              Критерии выделения стратегических единиц бизнеса:

§  Высокая доля стоимости

§  Каждая стратегическая единица бизнеса имеет внешних клиентов и заказчиков

§  Самостоятельное планирование и осуществление производственно сбытовой деятельности

§  Деятельность четко оценивается в терминах прибыли и убытков.

Основной критерий – успешное и эффективное развитие компании по данному направлению.

Корпоративный портфель – совокупность хозяйственных подразделений, или бизнес единиц принадлежащих одному владельцу.

Стратегические решения – особый тип решений, характеризующийся тремя свойствами:

§  Ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия текущих управленчкских решений.

§  Сопряжены со значительной неопределенностью

§  Инновационны по своей природе, связаны с необходимостью проведения изменений в орг-ии

§  Как правило связаны с вовлечением крупных средств, имеют серьезные последствия

Таким образом, любое кардинальное решение можно назвать стратегическим

Существует 3 уровня решений:

§  Корпоративная (портфельная) стратегия описывает общее направление роста компании и как управлять различными видами бизнеса, затрагивает вопросы управления корпоративного портфеля. В данную стратегию входят следующие вопросы: распределение ресурсов между подразделениями; изменение структуры корпорации; формы высшего управления (слияние, поглощение). Разрабатывается на уровне ЦОУ.

§  Деловая (конкурентная) стратегия. Разрабатывается на уровне хозяйственного подразделения.

Цель: обеспечение долгосрочного конкурентного преимущества данного подразделения. Часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как данная единица бизнеса будет конкурировать на рынке. Задачи:переработка инф-ии, которая поступает с верхнего уровня.

§  Функциональная стратегия. Разрабатывается отдельными подразделениями на основе корпоративных идей:

–  Стратегия маркетинга

–  Финансовая стратегия

–  Стратегия управления персоналом

–  Производственная стратегия

–  Инновационная стратегия (исследования и разработки)

Цель: поиск эффективного поведения хозяйственного подразделения в рамках общей стратегии фирмы.

Все эти 3 уровня должны быть согласованны, и тесно взаимодействовать друг с другом. Различают планирование: сверху вниз, при котором центр является более активным; и снизу вверх – инициатором стратегических решений являются хозяйственные подразделения. Процесс формирования стратегии включает большое количество переговоров.

Основные этапы стратегического менеджмента

·  Стратегический анализ. Отслеживаются наиболее важные для будущего фирмы стратегические факторы, то есть направления развития среды, которые имеет высокую вероятность реализации и влияние на функционирование организации.

Цель: выявление стратегических факторов внешней и внутренней среды.

·  Формулировка стратегии. На основании стратегических факторов формулируются миссия, цели и стратегия организации.

·  Реализация стратегического плана. Показывает программы, бюджеты и процедуры.

·  Оценка и контроль. Оцениваются результаты и производится корректировка.

Выделяют два подхода к формированию целей предприятия:

§  Цели устанавливаются исходя из показателей предыдущего периода – планирование от допустимого.

§  Пошаговый подход к установлению целей: миссия ® общие цели ® задачи.