Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 14

Существует огромная база данных, которая содержит информацию по 3000 фирм Северной Америки и Западной Европы по 100 стратегическим факторам. С помощью модели можно сравнивать данные, характеризующие предприятие с эмпирическим материалом модели и на основании этого прогнозировать ожидаемый доход от инвестиций.

Маркетинг

Нужно понять: какое место занимает служба маркетинга и в какой мере она участвует в принятии управленческих решений, какие направления деятельности охватывает данная служба.

В функции службы маркетинга входит: управление рыночной позицией и комплексом маркетинга фирмы.

Управление рыночной позицией – комплекс методов изучения ситуации на рынке и воздействия на рынок: каков размер потенциального рынка, какую долю рынка имеет предприятие, какова доля рынка крупнейшего конкурента, каковы возможные тенденции в изменении доли рынка.

Важно проанализировать, каков уровень обеспечения информацией службы маркетинга.

Комплекс маркетинга включает: продукт, товародвижение, стимулирование и цену.

Политика продукта:

§  Что является сильными и слабыми сторонами продукта (дизайн, качество, торговая марка, гарантия, сервис, упаковка)

§  Какова номенклатура товара и есть ли потенциал для ее расширения

§  В какой мере маркетологи участвуют в разработке нового продукта

Ценовая политика:

§  Как маркетологи участвуют в формировании цены на продукцию. С точки зрения внутренних задач производства, цена должна покрывать себестоимость. С точки зрения внешних задач, цена должна варьироваться в зависимости от спроса

§  Способен ли отдел маркетинга проводить гибкую политику ценообразования

Товародвижение:

§  Существующие каналы распределения

§  Системы отгрузки, транспортировки и хранения готовой продукции

Сбыт:

§  Проведение и планирование рекламной кампании (как планируется бюджет, как проводится контроль расходования средств)

Производство

На технологию бизнес диагностики очень большое влияние оказывает тип производственных систем:

§  Единичное и мало серийное производство (одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий).

§  Массовое и крупносерийное производство (применяется для изготовления большого числа идентичных изделий. Характеризуется механизацией, конвейерным способом сборки и стандартными деталями).

§  Непрерывное производство ( используется автоматизированное оборудование, которое работает круглосуточно для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах).

При анализе производства нужно ответить на следующие вопросы:

–  Состояние производственного оборудования

–  Загрузка оборудования

–  Состояние производственных помещений

–  Система контроля качества

–  Организация качества оперативно-производственного планирования.

При анализе производственных функций важно, находимся ли мы над или под точкой безубыточности.

Точка безубыточности – количество проданных и произведенных единиц продукции, после которого доход от продаж превышает общие издержки. Издержки делятся на: постоянные и переменные.

 


Точка (Vo; Co) – точка безубыточности, в ней затраты совпадают с выручкой.

Инструментом анализа взаимосвязи между издержками, выпуском и прибылью является производственный рычаг, отражающий воздействие заданных изменений в объеме продаж на прибыль. С его помощью можно исследовать, как изменение объема продаж влияет на прибыль.

Фирма с низкой степенью автоматизации производства имеет низкий производственный рычаг (низкие постоянные затраты, низкая точка безубыточности, прямая общих затрат резко идет вверх). Такая фирма может функционировать при небольших объемах производства и быть достаточно прибыльной.

Капиталоемкая фирма имеет высокую точку безубыточности, высокие постоянные затраты, медленно изменяющуюся кривую переменных затрат. Преимущество ее в том, что после точки безубыточности ее прибыль растет сильно. В терминах стратегии это означает, что фирма должна найти рынок с высоким уровнем спроса, где она смогла бы продавать большие объемы продукции. Во времена спада такие фирмы терпят тяжелые последствия.

Уровень производственного рычага в терминах аналитики: , где DTGI – темп изменения прибыли, DQ – темп роста продаж (в %).

Производственный риск – ситуация, когда предприятие не может покрыть свои расходы производственного характера. Чем больше уровень производственного рычага, тем больше производственный риск. Так как YПЛ зависит от базового уровня выпуска, то нет смысла сравнивать предприятия, если они имеют различную базу.

Управление персоналом

Во многих фирмах издержки на заработную плату  составляют до 50%.

Нужно проанализировать:

§  Квалификацию, способности и интересы высшего управленческого руководства

§  Как долго высшие руководители занимают свои позиции и как долго собираются на них оставаться

§  Какой стиль управления использует высшее руководство (авторитарный или демократический)

§  Насколько квалификация менеджеров среднего звена позволяет им справиться со своими обязанностями

§  Соответствует ли квалификация персонала его текущим и будущим задачам

§  Каковы возможности повышения квалификации и переобучения

§  Кадровая политика: найм, продвижение, текучесть кадров

§  Управление системой оплаты труда: совокупность выплат работникам в сравнении со среднеотраслевыми показателями

§  Использование стимулов мотивации персонала.

Финансовый анализ

Изучается структура и динамика активов и пассивов предприятия, его прибылей и убытков, анализ затрат и структуры. Изучение финансовых обязательств предприятия в части уплаты налогов, уплаты задолженности, поддержание уровня ликвидности.

Возможности фирмы в области инвестиционных ресурсов и выбора источников финансирования инвестиционных проектов.