Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 9

В сложной ситуации  оказались передвижники, ведя буквально ежедневную борьбу, тяжело переживалось все то, что извещало о нараставшем кризисе в их движении.

Товарищество понесло в эти годы тяжелые потери. Негативно сказался уход Перова, Ге, смерть Крамского.

Становится очевидным кризис передвижничества Л. О. Постернак говорил о том что Товарищество передвижных выставок было единственной организацией, воспитывавшей массы в художественном отношении. Передвижные выставки в те времена были самыми значительными, влиятельными в России, то, естественно, каждый молодой художник старался участвовать в них, — даже если не разделял эстетических принципов этого общества. В свое время передовое, боровшееся с рутиной академизма, революционное общество, оно теперь, старея, стало застывшим. Старшие члены Товарищества находились в резком противодействии по отношению к более молодым. Нас, молодых художников, презрительно именовали «экспонентами», так как у нас не было прав членов общества и потому мы подвергались строжайшему жюри, в то время как члены общества выставляли свои картины без жюри; с нами обращались вообще самым строгим образом. Порой доходило до того, что высылались листы с предпочтительными темами и сюжетами для написания картин.

Консервативность членов Товарищества уничтожила сообщество. Из-за того что в состав общества было совсем не просто попасть молодому художнику, появлялось все больше свободных художников, не ассоциировавших себя с Академией или Товариществом.

То единство мыслей и взглядов на прогрессивную живопись не могло сохраняться вечно. Постепенно общество теряло свою гибкости, приобретая столь ненавистный ранее консерватизм, на борьбу с которым было брошено столько сил в первые годы существования Товарищества

Ранее остальных художников Крамской и Ге почувствовали новые веяния живописи, но им не удалось защитить общество.

Но все же главная цель движения передвижников была достигнута. Была основана база для дальнейшего прогрессивного развития национальной  школы живописи.


Персоналии

Невозможно понять дух передвижничества, не рассмотрев отдельно творчество и жизненный путь художников состоявших в Товариществе. С одной стороны такие разные, но все же такие близкие и сплоченные ради благой цели  формирования русской прогрессивной живописи

Крамской Иван Николаевич (1837 - 1887) Родился в Острогожске, в небогатой мещанской семье. Первоначальное обучение получил в уездном училище. Рисованием Крамской занимался с детства самостоятельно, был  самоучкой. В 1856 году перебрался в Петербург и на следующий год решился поступить в Академию художеств, где вскоре добился больших успехов в рисовании и живописи. Стал известным живописцем, одним из ведущих реформаторов своего времени, получил широкую известность благодаря своей анти академической деятельности, выступал с поддержкой свободного развития молодых художников. Крамской стал идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Крамской выдающийся мастер портретного жанра, его кисти принадлежит ряд знаменитых портретов: Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова - Щедрина, Софьи Николаевны Крамской, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, портрет Некрасова, А. Д. Литовченко, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина «Христос в пустыне» вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. В этой картине Крамской показал драматическую ситуацию нравственного выбора и неотступность  от выбранного пути.