Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 5

Почему была выбрана передвижная форма выставок, или как первоначально ее называли подвижная, отчасти подобный опыт был перенят от английских передвижных выставок. Также положительное влияние оказало убежденность художников в том, что окраины России настроены куда прогрессивнее, нежели Петербург. Но несомненно основным толчком к созданию передвижных выставок послужила возможность широкой просветительской деятельности.

Надо отметить, что в России уже имелся некоторый опыт передвижения художественных произведений между городами, так картина  А. Иванова "Явление Христа народу" была продемонстрирована и петербургскому и московскому зрителю.

Убежденность художников в том, что зрители в удаленных губерниях уже готовы к реалистическому искусству показала еще упомянутая ранее нижегородская выставка в 1865 году. В одной из местных газет тогда написали: "...мы бы в высшей степени желали, чтобы Петербургское собрание художеств прислало на свою выставку ... побольше живописи ближайшей к нам, и из этого числа побольше именно жанра". Состав картин привезенной выставки не был однородным вместе реалистическими произведениями "Отдых на сенокосе" Морозова и "Тайная вечеря" Ге, вызвавших большой интерес у общественности, демонстрировались и посредственные работы второстепенных художников академистов.

Особенную роль в становлении передвижничества сыграли перемены в обществе коллекционеров. Зарождающийся интерес к реалистической живописи в среде образованного купечества, оказал значительную поддержку передвижничеству. И конечно, совершенно особое место в плеяде новых коллекционеров занимал Павел Михайлович Третьяков. Собиратель и меценат, у него родилось желание создать свое собрание, которое могло бы стать общественным достоянием. Он посещал художественные выставки, мастерские художников, музеи и частные собрания России и Западной Европы, заказывал русским художникам для своей галереи картины и портреты наиболее важных деятелей России, порой приобретал целые коллекции художников.

Развитие реалистической живописи привлекало все больше внимания и уже в качестве коллекционеров русского, прогрессивного искусства выступают  представители городской интеллигенции, а также помещики средней руки. Часто говорилось о том, что все лучшие произведения созданные в Петербурге уходят в московские частные коллекции. Постепенно происходило складывание свободного художественного рынка, что способствовало развитию живописи. Академия лишалась своей монополии.

Перед передвижниками стояла четкая задача: создания организации, которой руководили бы сами художники сплоченные одними идеями и стремлениями . Умудренные опытом двух предшествующих, Артелей, они уже не повторяли тех ошибок.  23 ноября 1869 было отправлено письмо в Артель в котором шла речь о желании объединится для организации и проведения передвижных выставок, письмо заканчивалось словами: "Надеемся, что идея устройства подвижной выставки найдет в Вас сочувствие и поддержку и что Вы будете так добры не оставить нас без ответа". Там же был приложен проект Устава составленного Мясоедовым и имелись комментарии, затрагивающие в первую очередь материальную сторону объединения.

В проекте говорится: "Мы считаем совершенно необходимым, совершенную независимость товарищества от всех других поощряющих искусство обществ, для чего находим необходимым особый утвержденный устав, идея которого сохранится. Хотя бы общество по обстоятельствам и прекратило свои действия (чего боже упаси), оно может быть возобновлено на готовых уже основаниях".