Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 3

В те годы были еще не созданы общественные предпосылки, которые обеспечили бы возможность реализации жизнеспособного объединения. Демократическое движение в 30-ые годы не достигло еще такого прогресса, как в 70-ых годах, когда оно стало одним из основных факторов, влияющих на русскую культуру.

Но уже к 60-ым годам был очевиден прогресс. Особенно он заметен в Москве, из-за удаленности от двора и Академии, художники могли себя чувствовать несколько свободнее. Некоторым учебным заведениям удается выйти из под контроля Академии, а также создаются новые художественные училища, музеи, народные школы. Снова открывается Общество любителей художеств. Его членами в разное время являлись Николай Неврев, Василий Пукирев, Алексей Саврасов, Петр Шмельков, Лев Каменев, Василий Перов, Илларион Прянишников, Иван Шишкин, Сергей Аммосов и многих других. Многие из них позже вступили в ряды передвижников. Долгое время председателем этого общества был Сергей Третьяков. У общества всегда была постоянная выставка, также проводились лотереи и конкурсы, дающие возможность проявиться молодым художникам. Но, тем не менее, все это не могло в должной мере удовлетворить желания художников. В целом, не глядя на прогрессивный характер общества, существовал ряд минусов в проводимой политике общества, таких например как состав постоянной экспозиции, в которой школа русской живописи была представлена малым количеством и в хаотичном порядке, также неизменное количество участников общества в комиссиях во время проведения конкурсов. Порой дело доходило до конфликтов.

Художникам предавало силы и решительности в действиях осознание увеличивающегося интереса общественности к реалистической живописи.

Иначе обстояла ситуация в Петербурге, политическое и общественное противостояние было гораздо ощутимее. Именно в Петербурге произошел бунт 14-ти и в последствии образовалась первая художественная артель.

После проведения реформы устава Академии художеств, к обучению допускались студенты от шестнадцати до двадцати лет. Большинство студентов пришло уже с сформировавшимся мировоззрением.

Репин вспоминает «когда в Академии были уже приходящие вольнослушатели, в нее потянулись со всех концов России юноши разных сословий и возрастов. Они шли сюда по собственному влечению, они оставались под неизгладимым впечатлением своих местных образов, чисто русских». Побывав на родине ученики привозили этюды родной природы архитектуры и простых людей. Среди профессоров даже ходили шутки над студентами увлекавшимися жанровыми сценами. Но тем не менее совет Академии поддерживал живопись бытовых сцен. Под влиянием выставки, в которой были представлены работы Ге «Тайная вечеря», Пукирева «Неравный брак»  и еще целый ряд бытовых картин – Косолапа, Трутовского, Волкова, четырнадцать молодых художников (важно отметить их имена Иван Крамской, Богдан Вениг, Николай Дмитриев-Оренбургский, Алесандр Литовченко, Алексей Корзухин, Николай Шустов, Александр Морозов, Михаил Песков, Кирилл Маковский, Фирс Журавлев, Алексанр Григорьев, Николай Петров, Кирилл Лемох, Василий Крейтан) подали просьбу в совет Академии на разрешение свободного выбора темы для конкурсной работы. Это не могло всерьез не взволновать профессорский состав, и в просьбе было отказано. Но это не остановило художников, и спустя некоторое время они подали свое прошение повторно. И в день объявления тем конкурса, все четырнадцати художников отправились в Совет узнать о принятом решении.  «На вопрос инспектора: кто из нас историки и кто жанристы, – вспоминает Крамской, – мы, чтобы войти всем вместе в конференц-зал, отвечали, что мы все историки». Там им было объявлено, что  предлагается один-единственный сюжет для историков – «Пир в Валгале» одна из традиционных тем, но совсем не соответствующая ожиданиям художников и их стремлениям к самостоятельности и вторая тема– «Освобождение крестьян»–для жанристов. Это  был ответный шаг Академии, ранее всегда предоставлялось несколько исторических тем, а в жанровой живописи художники всегда самостоятельно выбирали тему. Протест был спровоцирован не только представленными темами к конкурсу, потому как была и другая тема, которая могла бы заинтересовать кого-нибудь из юных художников. Они протестовали против самого принципа, по которому художники были вынуждены создавать свои картины по навязанным сюжетам.