Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 4

Когда ректор уже был готов дать сюжетные комментарии, один из группы начал речь  «Просим позволения перед лицом Совета сказать несколько слов! Мы два раза подавали прошение, но Совет не нашел возможным исполнить нашу просьбу; то мы не считаем себя вправе больше настаивать и, не смея думать об изменении академических постановлений, просим покорнейше освободить нас от участия в конкурсе и выдать нам дипломы на звание художников. Несколько мгновений – молчание. Наконец Гагарин и Тон издают звуки: "все?" Мы отвечаем: "все" и выходим, а в следующей комнате отдаем прошения производителю дел... Итак, мы отрезали собственное отступление и не хотим воротиться, и пусть будет здорова Академия к своему столетию...» Так вспоминает прошедшее событие Иван Николаевич Крамской – лидер протестующих. Это был серьезный шаг со стороны участников бунта, вместе с возможностью получения золотой медали, они теряли бесплатные мастерские  и всякую поддержку Академии в дальнейшем.

Следом за Крамским из состава Академии вышли Константин Маковский, Николай Дмитриев-Оренбургский, Александр Морозов, Алексей Корзухин, Фирс Журавлев, Кирилл Лемох, Александр Литовченко, Михаил Песков, Николай Петров, Николай Шустов, Богдан Вениг, Александр Григорьев, Василий Крейтан. Но не все впоследствии остались приверженцами реалистического искусства.

Борьба за творческую и идейную независимость молодых художников было важным этапом в демократизации русского искусства. Подобное выступление имело последствия, за участниками бунта был установлен надзор тайной полиции, который продлился несколько лет.

Только единство, организованность и взаимная помощь способно было помочь молодым художникам закрепить свое положение в обществе. Крамской вспоминает: «И так как мы крепко держались за руки до сих пор, то, чтобы нам не пропасть, решились держаться и дальше... то есть работать вместе и вместе жить» Часть «мятежников» приняло решение жить в одной квартире и вести общее хозяйство. Так была создана первая Петербургская Артель художников, иногда называемая Артелью Крамского. Крамской видел целью создания Артели, не просто организацию совместного труда, он хотел сделать ее центром прогрессивного русского искусства. В Артели удалось объединить ряд выдающихся художников.

Рассказывая об Артели, нельзя обойти стороной одно событие произошедшее в 1865 году. Во время поездки в Нижний Новгород, Крамской с товарищами устроил выставку работ членов Артели и других художников. Позже Крамской писал, что к выставке отнеслись с большим интересом. Так появилась мысль организации выставок за пределами Петербурга.

Артель просуществовало относительно не долго, около десяти лет, после ухода из нее  Крамского, она потеряла своего лидера и идейного вдохновителя. Также на распад повлияла несостоятельность Артели организовать самостоятельную выставку, хотя первоначально это было одной из основных задач ее организаторов, также увлечение художников ремесленными заказами сыграла неблагоприятную роль. Становилось очевидным, что Артель уже внесла свой немало важный вклад в развитие прогрессивной художественной мысли того времени как первая независимая художественная организация. Но вместе с тем на ее место было уже готово вступить новое художественное объединение.

В составе Артели художники получили ценный опыт общественной работы. И выходя из ее состава, они были полны решимости создать свободное художественное общество, независящее от меценатов и официальных властей.

Основателем Товарищества передвижных выставок стал Г. Г. Мясоедов. Он был человеком сильного характера, прям и даже порой резок. Всю жизнь он следовал выбранным идеалам, яро отстаивая их перед общественностью. Он был молод и горяч, он увлекал за собой людей. За Г. Г. Мясоедовым последовали В. Г. Перов и А. К. Саврасов и еще ряд московских художников. Заполучив поддержку И. Н. Крамского, удалось в общество привлечь и петербургских художников. Также одним из организаторов общества выступал Н. Н. Ге. Большую роль в формировании их творческой программы сыграл критик В.Стасов.