Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 7

Выставка вызвала живой интерес у зрителя. Стасов писал: "Самая большая художественная новость в настоящее время в Петербурге — передвижная выставка. С какой стороны на нее ни посмотришь, везде она является чем-то особенным и небывалым: и первоначальная мысль, и цель, и дружное усилие самих художников ... и изумительное собрание превосходных произведений ... Кому еще недавно могло прийти в голову, что настанут ... такие времена, когда русские художники не захотят больше ограничиваться одним личным своим делом ... что они вдруг бросят свои художественные норы и захотят окунуться в океан действительной жизни... »

Посетители первой выставки смогли наблюдать достижения художников в бытовом, пейзажном и портретном жанре. Проснувшийся общественный интерес к первой и последующим выставкам обусловлен не просвещенностью населения, главным образом знакомство с живописью для них проходило по отзывам в печати, по репродукциям плохого качества.  Реалистические произведения периодически мелькали в составе некоторых постоянных выставок, но в малом количестве. Поэтому создание открытой сплоченной выставки демократического искусства вызвало большой резонанс в обществе.

Кроме Петербурга и Москвы выставка побывала в Киеве и Харькове, где также была очень хорошо воспринята. Вдохновленные этим успехом Мясоедов и Перов сопровождали выставку в ее переездах. Вырученные деньги за вход на выставку, были не большими, но позволяли оплатить ее  переезды из города в город, а вырученные деньги при продаже картин поддерживали жизнедеятельность Товарищества в целом.

Уровень выставки был очень высок по своему идейному содержанию. Совершенно неоспорима актуальность выставки, произведения представленные на ней несли в себе идеи того времени, так хорошо знакомые передовой интеллигенции и доступные пониманию простого народа.

Начальный этап в становлении Товарищества передвижных художественных выставок можно ограничить первыми пятью выставками с 1871 по 1878 год. На этом этапе происходило закрепление идейных позиций товарищества, привлечение молодых прогрессивных художников. Это был очень продуктивный период, в котором проявляется основной костяк объединения. В этот период закладывались все основные предпосылки развития Товарищества в дальнейшем.

Передвижники постепенно приходили к осознанию своей истинной силы и к пониманию смысла своего назначения. Для них важным было образование среды способствующей созданию не просто картин, а чего-то большего, значимого, весомого для  умов и чувств зрителей. Общество как магнит притягивает к себе творческие прогрессивные силы. На протяжении первых шести выставок к составу передвижников  присоединились Василий Максимова, Константин Савицкого, Николай Ярошенко, Виктор Васнецова, Владимир Маковского, Архип Куинджи и др. Тщательно проходил отбор на участие в Товариществе далеко не все художники подавшие заявки были приняты в ряды передвижников.

И уже к шестой своей выставке Товариществу удалось объединить талантливейших художников реалистического направления. На этой выставке были показана картина Репина "Протодиакон" еще раз продемонстрировавшая общественности истинный талант художника. Выставленная там же "Встреча иконы" Савицкого показала его искренне желание отражать в своем творчестве персонажи и образы из жизни простого народа. «Витязь» Васнецова придал новое дыхание творчеству художника, от бытописания он перешел к новой для него теме русского эпоса. Впервые на суд общественности предоставил свои пейзажи  Поленов. Также шестая выставка принесла известность Ярошенко, до этого момента написанные им картины оставались фактически без внимания. С этого момента определяется значительность дарования Шишкина. Шестая и седьмая выставка раскрыли новаторство живописи Куинджи.