Предпосылки и история создания творческого объединения российских художников, существовавшего во второй половине 19 века, страница 6

Важно отметить, что стремление к самостоятельности не являлось индивидуальной прихотью кого-либо из художников, так например Крамской выступал: "... свободы от чего? Только, конечно, от административной опеки ... но художнику, необходимо научиться высшему повиновению и зависимости от ... инстинктов и нужд своего народа и согласию внутреннего чувства и личного движения с общим движением ..." В этом высказывании раскрывается вся сущность деятельности Товарищества. Также она озвучена в первом пункте проекта Устава: "Основание Товарищества подвижной выставки имеет целью: доставление обитателям провинции возможности следить за успехами русского искусства".

А также из личных записей Крамского, где он мог высказывать свои мысли по этому поводу более открыто, становится понятным его стремление вызвать одобрение "в той огромной массе общества, которая еще находится в состоянии усыпления".

Под проектом Устава подписалось двадцать три художника:  Григорий Мясоедов, Василий Перов, Лев Каменев, Алексей Саврасов, Владимир Шервуд, Илларион Прянишников, Федор Васильев, Александр Волков, Петр Клодт, Николай Дмитриев-Оренбургский, Николай Ге, Иван Крамской, Кирилл Лемох, Константин Трутовский, Николай Сверчков, Александр Григорьев, Фирс Журавлев, Николай Петров, Валерий Якоби, Алексей Корзухин, Илья Репин, Иван Шишкин, Андрей Попов. Но количество участников было непостоянным из-за возможных последствий участия в демократическом прогрессивно настроенном обществе, поэтому с течением времени часть участников покинуло Товарищества.

Состав Товарищества передвижных художественных выставок пополняют художники из отдаленных губерний. И со временем движение передвижничества охватывает всю страну.

Старшинство над художниками в объединении взяли в свои руки Перов, Ге и Якоби.  Все большую признание в общественных кругах приобретали Крамской, Шишкин, Саврасов, Клодт.

Стали происходить нападки на Товарищество, посыпался ряд обвинений в коммерческом начале всего предприятия по причине платного входа на выставку. Их обвиняли в создании искусственной шумихи вокруг себя.

Объявив себя независимыми от Академии, они лишили себя всякой материальной поддержки с ее стороны, не имея ни каких средств к существованию им пришлось самостоятельно создавать материальную базу путем продажи своих картин.  Создание картин занимала долгое время  и не было никакой уверенности, что картина будет продана. Общие выплаты от прибыли на выставке были совсем невелики. Это ставило художника в затруднительное материальное положение, но это редко останавливало художников  в их стремлениях.

Новое объединение было полно сил и решимости побороть все препятствия на своем пути и отстоять свою независимость. Они были настроены завоевать авторитет и признание зрителя.


Выставки. Творческий путь передвижничества.

Мясоедов предполагал, что первая выставка должна во многом определить дальнейший путь развития Товарищества. Так и произошло.

Первая выставка  открыла свои двери для посетителей 29 ноября 1871 года  и проработала до 2 января нового, 1872 года. Проработав чуть более месяца. Отличительной чертой этой выставки стало малое количество представленных на суд общественности картин, всего 47 произведений от 16 авторов. Полный список участников выставки:  Владимир  Аммон, Сергей  Аммосов, Алексей Боголюбов, Николай Ге, Карл Гун, Лев Каменев, Ф.Ф.Каменский (скульптор), Михаил Клодт, Михаил Клодт, Аван Крамской, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Василий Перов, Илларион Прянишников, Алексей Саврасов, Иван Шишкин. Но все эти имена были уже известны общественности.