Выражение авторской позиции с помощью юмора и сарказма сатирической журналистике, страница 9

·  Но самое замечательное, что в этом театре не закричишь из зала, как на детском утреннике: лиса — обманщица! Потому что, во-первых, это белочка. Во-вторых, мартышка тоже говорит не своим голосом, а у козла борода приклеена. Да и медведь, который помреж, а не бобер, может вывести из зала, чтобы не мешали просмотру.

В этом примере иронии автор  восхваляет то, что на самом деле заслуживает порицания. И подчеркивает, что несмотря на то что все наблюдают театр на политической арене, никто не делает попыток, чтобы его прекратить, т.е. «никто не выкрикнет из зала». Это и есть «самое замечательное», иронические подчеркивает журналист, показывая тем самым, что это самое абсурдное, не замечательное, а ужасное.

          Карикатура. Комический эффект создает и иллюстрация, подобранная к материалу. На ней изображен кукловод, который управляет в данном случае - Буратино. Портрет Буратино висит на стене. Портрет в данном случае – это портрет президента, который мы так часто видим на стенах. Президент в нашей стране – Д. Медведев, о нем идет речь в публикации, соответственно он и является Буратино в данной карикатуре. Им управляет кукловод, соответственно – В. Путин. Т.е. карикатура выражает идею материала, авторскую позицию автора.

Что касается заголовка в данном тексте, то в нем также используется такое выражение юмора и сарказма как сатира. «Сказки нашего леса». В нем выражается и опорная идея материала, авторская позиция. Прочитав публикацию, мы понимаем, что автор этим заголовком хотел сказать. «Сказки нашего леса» то же самое, что и, к примеру, «Театр на политической арене» или просто «Абсурдность политической ситуации».

Таким образом, в данном сатирическом комментарии журналист показывает абсурдность ситуации, высмеивает положение Медведева, подчеркивает несостоятельность и политической программы. При этом журналист отчетливо вырисовывает картину путем особой композиции, введения животных. В публикации используются практически все средства выражения юмора и сарказма. С помощью них автор делает политическую ситуацию смешной. Эти средства помогают читателю самому понять абсурдность ситуации. Читатель не может не читать материал без улыбки,  угадывая в образах животных политических деятелей страны.

Можно также заметить, что средства выражения юмора и сарказма показывают не только несуразность действий политика, но и делают материал живым и интересным. Юмор и сарказм позволяют взглянуть на политику с другой стороны.

«Власть вышла из-под контроля». Подзаголовок «Но винить ее в этом не стоит» (Михаил Краснов, 13.03.2008). Текст находиться в приложении № 2.

Характер ситуации: в основе лежит проблемная ситуация. Она посвящена не только выборам президента, Но и выбору населения вообще. Предметом рассмотрения является политическая система России, устройство госаппарата и его функционирование.

Проблема: автор говорит об отсутствие в нашей стране демократии,  несостоятельности госаппарата, отсутствие здоровой конкуренции между партиями, рассматривает проблемы коррупции.

В данной публикации в основе лежит проблема, поэтому ее можно отнести к проблемно-аналитической журналистике.

Опорная идея: автор говорит о том, что власть нужно контролировать, общество должно реагировать на данную проблему: «Пока общество не поставит власть в определенные условия, дающие возможность ее контролировать, она не научится уважать общество и служить ему».

Коммуникативное намерение: журналист говорит о проблеме, приводит доказательства в ее подтверждение, дает оценку ситуации, а также дает прогноз в развитие госаппарата. Автор сравнивает Россию с другими странами Германия, Великобритания, Швеция, Испания или в Южной Корее, говоря, что там нет такого чиновничьего произвола.

Исходя из коммуникативных намерений автора, можно сказать, что жанровая модель данной публикации – комментарий.

Для раскрытия проблемы автор  использует разные ЭВС. Прежде всего это факты: