Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 9

Всё смирение, вся кротость исходит из слабости. Человек вынужден притворяться добрым, чтобы скрыть свою слабость. Он больше не способен на злость, на месть, на страстные порывы – свою дряблость он прикрывает христианскими добродетелями. В этом Ницше усматривает фальшь и лицемерие, которое проистекает от бессилия.[31]

Личность поглощена обществом. Нет личности, она превратилась лишь в маленькую функцию общества, и живёт в его интересах.[32]Мораль жертвы отличается от морали хищного животного. Ницше разделил людей на хищных аристократов и на стадо ягнят с рабской психикой. Хищник считает правильным то, что устанавливает иерархию, подчёркивает его статус и власть, что отделяет высших от низших, создаёт дистанцию между ними. Всё аристократическое – благородно, всё рабское – низко и презрительно. Поэтому высшая раса презирает все проявления рабской низости: трусость, ложь, мелочность, жалость и т.д. Мораль высших сводится к прославлению самих себя. Им чуждо сострадание, но свойственна щедрость, которая исходит от богатства и власти.

А какая мораль комфортна для расы рабов? Что бы вышло, если бы мы предоставили рабам право составить для себя свой нравственный кодекс? Какой характер имели бы эти нормы? Мы бы увидели там осуждение того, что почитается у аристократии и прославление того, что облегчает нелёгкую рабскую жизнь. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное»[33], «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»[34] — вот с чем Ницше не может смириться. Христианство, оказывается, в основе своей имеет корни рабского самосознания. Раб больше всего ценит сострадание, милосердие, прилежание, смирение, терпение. Без этих ценностей раб не вынес бы своего существования. Их мораль базируется на понятии пользы. Сила опасна и страшна для плебея – поэтому она есть зло. Зло есть то, чего я боюсь, с чем мне не справиться, то, что непредсказуемо, что меня бьёт, что лишает меня спокойного сна.[35]

Глава 2: христианство и Ницше.

§1: критика христианства.

К христианству у Ницше было особое отношение, которое ярко выражается в следующих словах: «Что вреднее любого порока? — сострадать слабым и калекам — христианство».[36] Многим он известен своими довольно резкими высказывания в адрес христианства. Достаточно прочитать его книгу «антихристианин», чтобы проникнуться этой особой «любовью» в адрес христианской веры, которую он поносит по всем статьям, обвиняя во всех бедах современного общества, возлагая на неё ответственность за то, что человек превратился в жалкое существо, которое отклонилось от своих нормальных инстинктов. Животные правдивы, они никогда не изменяют тому, кем они являются, всегда попадают в цель. Промахом здесь нужно считать ведение неестественного образа жизни. Если человек един с природой, то Ницше безусловно прав, но христианство исходит прежде всего из того, что человек – это гибрид, «кентавр», который имеет в себе животное и духовное начало. Ницше пишет, что любое существо, которое не стремится к увеличению своего могущества, деградирует. Христианство со своей проповедью кротости и смирения делает человека болезненным животным. Мораль, — говорит Ницше, — необходимо спустить с неба на землю. 

Ницше обвиняет христиан в том, что они совершенно не ведут себя соответствующе их моральным предписаниям. Всё их христианство внешне, для создания настроения.(XV,282). Здесь надо сказать, что Ницше за несовершенством христиан не смог разглядеть красоту Христа. Почему нагорная проповедь плохо прижилась в сознании людей? Почему она превратилась в примитивные формы религиозности? Ницше вырывает Христа из последующей христианской истории, к которому Он не имеет никакого отношения. Он утверждает, что христианство умерло на кресте, а всё остальное переврали, извратили ученики Христовы, в особенности Павел, на которого обрушивается целый шквал критики.