Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 6

Ницше ненавидит мораль из-за того, что она подобна облаку пыли, которое закрывает собой солнце, создаёт преграду между человеком и источником бытия, заглушает и затуманивает духовную тревогу; всё это может привести к катастрофе. Поэтому мораль была объявлена злейшим врагом жизни и истины. Она прикрывает бездну, создаёт иллюзию безопасности, усыпляет нас перед опасностью, защищает слабых и сдерживает волю к истине и к жизни. Он объявляет себя имморалистом. Его душа жаждет непреходящего, безусловного. Всё, что можно подвергнуть сомнению, он отбрасывает. В итоге своих поисков Ницше приходит к софистическому отрицанию истины. Нет никакой истины.

Воля к истине раскрыла перед ним бездну, она дышит ему в лицо, она у него внутри, и давит его, как скала. С ней жить невозможно – он бросает вызов этой бездне. Пытается её чем-нибудь наполнить. Ницше разрушил шаткие идолы богов, но теперь он хочет разрушить само разрушение – у него появляются идеи о сверхчеловеке и вечном возвращении. Человечество не едино. Ницше разделяет его на расу господ, с их жаждой к истине и на расу рабов, которые тешут и успокаивают себя иллюзиями. Между ними непреодолимая пропасть. Господа могут, хотят и уже правят рабами, они не могут не править, они не умеют быть слабыми.

Первое, в чём проглядывается тень Бога, есть понятие цели. Ницше предаёт её анафеме: он считает, что это – изобретение больного человеческого рассудка. Бог умер, но тень Его всё ещё живёт; нам ещё предстоит её победить.[8] Человек должен отказаться от телеологии. Любое телеологическое оправдание и объяснение бытия есть пережидок старых предрассудков.[9] Мир не имеет в своей основе никакой цели. Поэтому мир есть хаос, а не живой организм, как о нём думали ранее. У неё нет никаких стремлений или желаний. Вся органика – это случайность, плесень, которая расползлась по лицу земли.  У неё нет идеалов, ей чужды наши представления о добре и зле, для неё нет разницы между жизнью и смертью, она не подражает человеку.[10]

В центре всякой философии стоит некая мораль.[11] Ницше хочет разобраться в человеческих ценностях. Говорить о каком-либо нравственном долге можно лишь тогда, когда перед человек стоит некая безусловная объективная цель. Какая цель у нравственности? Развитие и сохранение человечества? Развивать куда и от чего сохранять? А если цели нет, то глупо говорить о том, что я что-то должен. Должен для чего, зачем и для какой цели?[12] Есть ли в мире такая цель, которая имела бы значение для каждого человека и для всего космоса? Ницше отвечает на этот вопрос отрицательно.[13]Нет истины и не существует в мире истинного пути. Заратустру спрашивали: где же истинный путь? Он отвечал: „Таков мой путь, а где же ваш путь? Того пути, о котором вы спрашиваете, нет вовсе“.[14]

Ницше понимает, что его философия расшатывает землю под его собственными ногами. Ставит под сомнение сами основополагающие принципы его существования. Всё его философия отрицает цель жизни, он отрицает конечную цель. В этом он видит уловку, тень Бога. Но как можно ставить под сомнение то, что определяет практически всю нашу жизнь? Всё наши желания и действия обсловнены какими-либо целями. Всякая цель в своём логическом продолжении доходит до цели конечной, безусловной. Однако сама форма философствования Ницше по сути своей является искание той самой цели и смысла, которых он отрицает. Вся его философия есть отрицание самого себя. Мы знаем чем это закончилось в итоге для самого Ницше. В этом плане Ницше являет собой очень яркий, показательный пример того, отрицание Бога чревато серьёзные онтологическими и экзистенциальными последствиями, суть которых можно описать один словом „ничто“. Ницше смеётся над современными учителями нравственности. Он считает, что христианство — это единая и целостная система. Отвергнув Бога, мы автоматически должны отказаться от христианской морали, иначе мы развалим целое.[15]