Антихристианство Фридриха Ницше и его причины, страница 3

В «Антихристе» Ницше сопоставляет христианство с буддизмом. На западе в это время философы хорошо были знакомы с восточными учениями. Это пик популярности восточных учений. Сопоставляя, Ницше выражает больше симпатии к буддизму. Он говорит, что асептика — то, что их объединяет. Но чем христианство уступает буддизму? Христианство уступает именно в том, что институт жречества добился того, что идею декаданса (упадничества, безволие человека) возвёл на некий пьедестал благодаря которому эта слабость человека была представлена как его высшее достоинство.

Не смотря на свою анафему религии, Ницше говорит о важности роли, которую религия сыграла в истории. Это роль заключается в том, что именно благодаря религии была спасена воля. Религия научила человека желать нечто несуществующее. Религия, по мнению Ницше, выразила волю к ничто. И не смотря на то, что эта воля была направлена в ничто, на самоуничтожение, тем ни менее была сохранена сама воля. Человек попрежнему жил волей. И это — главное, за что Ницше, проклиная религию, говорит ей спасибо.

В «Заратустре» Ницше пишет: «Бог умер, чтобы здравствовал человек.[3] И это не поэтическое выражение и даже не констатация факта. Это императив, связанный с переоценкой ценностей. Откуда берутся ценности? Ницше уверен, что ценность проистекает из самого человека. Никто никогда человеку никаких ценностей не давал. Человек всегда создаёт ценности сам. Даже те ценности, которые были установлены не человеком, они были даны свыше, — это тоже чисто человеческие установления. Он говорит о том, что ценность исторична. А человек даёт ценности в результате аффективного истолкования. Он испытывает аффекты и истолковывает то или иное объективно существуете явление. В результате его истолкование обретает ценность. Так были всегда, но старые ценности создавались самим человеком, он он под этими ценностями подписывался не своим именем. Он подписывался именам высших сил, именем Бога. Эти ценности были вырожденческими, декадансными. Это ценности упадничества, ценности слабого человека, который свою слабость возводит в ценность для того, чтобы защититься от сильного. Больше ничего, кроме своей хитрости, он ему ничего противопоставить не может. 

Сама по себе мораль для человека была важна, пока человек вставал на ноги. Ницше не говорит, что мораль всегда была бессмысленной, не смотря на свою вредоносность теперь. Она, точно так же, как и религия, была важна. Но сегодня мораль является исторически устаревшей. Из подпорок она превратилось в тяжёлое бремя, которое должен тащить человек. Потому, что, по мнению Ницше, сам человек уже вырос. Ключевым моментом в истории ценностей является переоценка этих ценностей. Человек и раньше занимался переоценками ценностей, но раньше он это делал именем того или иного божества. Теперь впервые в связи с «смертью Бога» нет того, с чьим именем можно было производить переоценку ценностей. Если Бог умер, то не должен ли я сам занять Его место? Кто теперь создаст тебе ценности, кроме тебя? Теперь человек вынужден подписываться своим именем. Но теперь он несёт огромную ответственность за эти ценности. 

«Так говорит Заратустра» начинается с того, что Заратустра уходит в горы, уединяясь от людей. Уединение ему необходимо для того, чтобы найти некую новую истину. Что же это истина такая, что ради неё необходимо уединиться в горах? Видимо, это была такая истина, которую среди людей найти было нельзя. Каким образом он надеется найти истину в горах? Вариант божественного откровения исключён. Читая дальше, становится понятно, что эта истина о сверхчеловеке. Сверхчеловека ещё не было на земле и поэтому эту истину нельзя найти у умных людей или в библиотеке. После долгих годов уединения Заратустра спускается с гор и начинает проповедовать сверхчеловека.